loading

Сбербанк может развестись с «Яндексом» и купить Ozon

Как стало известно The Bell, Сбербанк рассматривает возможность покупки крупных игроков в онлайн-ритейле — Ozon или Avito. А вот отношения с действующим партнером в этой сфере — «Яндексом» — не складываются. Через два года после того, как компании договорились вместе строить «отечественный аналог Amazon», стороны обсуждают варианты развода.

Что случилось. О том, что Сбербанк рассматривает возможность покупки крупного онлайн-ритейлера, The Bell рассказали источник, близкий к одной из крупных IT-компаний, собеседник, знающий об этом от одного из менеджеров банка, и источник, близкий к одному из крупных онлайн-ритейлеров. По словам одного из них, банк думает о покупке Ozon или Avito. Двое других подтвердили интерес Сбербанка к Ozon.

Одновременно сразу пять собеседников The Bell, близких к обеим компаниям или знакомых с ситуацией в их совместных проектах, утверждают, что «Яндекс» и Сбербанк недовольны тем, как складывается их партнерство в онлайн-ритейле, из которого предполагалось вырастить «русский Amazon». Двое из них утверждают, что партнеры уже предложили друг другу концепции развода, но решения об окончании совместного бизнеса пока нет.

Покупки. В какой стадии находятся переговоры Сбербанка по покупке новых активов, выяснить не удалось: официально все стороны комментировать этот вопрос отказались, но никто из них не опроверг факт переговоров.

  • Южноафриканский фонд Naspers только недавно консолидировал полный контроль в Avito по высокой оценке (на этот счет, правда, есть разные мнения) и вряд ли настроен сейчас выходить из актива, рассуждает один из собеседников The Bell. А вот крупнейшие акционеры Ozon — фонды Baring Vostok и АФК «Система» Владимира Евтушенкова — давно инвестировали в этот актив, последние их заявления сводились к тому, что они будут совместно развивать Ozon до момента IPO, которое может состояться через два года. Впрочем, источник, близкий к Евтушенкову, сказал, что тот сейчас не заинтересован в продаже.
  • Источники The Bell говорят об интересе к поглощениям именно со стороны банка, а не его совместного предприятия с «Яндексом», но как именно могут быть структурированы сделки — не сообщают.

Развод. Зато все собеседники подтверждают, что отношения партнеров в совместном проекте в онлайн-ритейле складываются непросто.

Компании начали изучать возможность развода еще год назад, сейчас у обеих сторон есть концепции того, как его можно осуществить, говорит один из собеседников The Bell. Оценить вероятность такого развития событий он не берется. Топ-менеджер одной из крупных российских IT-компаний слышал, что стороны уже предложили друг другу варианты развода.

О причинах конфликта между Сбербанком и «Яндексом» собеседники The Bell рассказывают по-разному.

  • Дела в СП по электронной коммерции идут не так, как ожидал Сбербанк, утверждает близкий к банку собеседник. Он объясняет разногласия тем, что в компании не было сильного лидера и найти его до сих пор не удалось.
  • Сбербанк не был доволен тем, что маркетплейс «Беру» не выполнил поставленные на первый год KPI, говорит еще один источник.
  • Партнеры не могут договориться о том, как должна строиться разработка совместного продукта: Сбербанк пытался получить больше контроля в операционной деятельности, «Яндекс» был этим недоволен.
  • Сбербанк настаивал, чтобы все, что касается платежей, шло через него, хотя были банки, готовые предложить его СП с «Яндексом» лучшие условия, говорит еще один источник.

Официальная позиция. Ни одна из компаний не ответила на вопросы для The Bell по существу.

  • «Яндекс» рассматривает разные варианты развития своих проектов в онлайн-ритейле, в том числе и сделки M&A, но планы по покупке конкретных компаний не комментирует, сообщила пресс-служба компании. Комментировать возможный развод со Сбербанком в компании не стали: «Мы находимся в постоянном диалоге со своими партнерами и обсуждаем разные варианты развития в будущем. Чужие слухи и предположения мы не комментируем». Но «общим результатом» по развитию «Беру» в «Яндексе» довольны, «без эффективного диалога всех сторон» и «ежедневного взаимодействия команд» это было бы невозможно, сообщила пресс-служба «Яндекса».
  • Пресс-служба Сбербанка на момент публикации не ответила на запрос The Bell, первый зампред банка Лев Хасис, который отвечает в том числе за развитие технологий, сказал, что слухи не комментирует.
  • Представитель Baring Vostok (крупнейший акционер Ozon c долей в 39,2%) от комментариев отказался, напомнив, что в 2019 году фонды Baring предоставили Ozon конвертируемый заем на 4,3 млрд рублей. «Мы продолжаем поддерживать компанию в ее планах по завоеванию лидерских позиций на рынке», — сказал он.
  • Представитель АФК «Система» (ей принадлежит 38,2% Ozon) от комментариев отказался.
  • Представитель фонда Naspers, основного акционера Avito, также отказался от комментариев. В январе фонд выкупил 29% акций Avito за $1,16 млрд, доведя свою долю в ритейлере до 99,6%. Это решение отражает веру Naspers в долгосрочные перспективы «этого великого бизнеса и российского интернет-бизнеса в целом», говорил глава фонда Боб ван Дейк.

История вопроса. О планах создать нового игрока в онлайн-коммерции — «отечественного аналога Amazon», как называл будущую компанию Герман Греф, — Сбербанк и «Яндекс» объявили в августе 2017 года. Каждый из партнеров получил по 45% долей совместного предприятия на основе «Яндекс.Маркета», еще 10% было зарезервировано под опционы для менеджеров. Все СП было оценено в 60 млрд рублей. С тех пор партнеры запустили маркетплейс под названием «Беру» и онлайн-площадку для покупок из иностранных магазинов Bringly. Кроме того, за первый год работы партнеры открыли еще два сервиса: Boxbot, сеть постаматов, в которых можно получить свой интернет-заказ, и приложение «Суперчек», через которое можно будет оплачивать покупки в обычных офлайн-магазинах. Для развития последнего компания также купила аналогичный сервис Scan to buy, который разработал собственную технологию сканирования товаров.

  • Превратить СП в лидера рынка должны были технологии «Яндекса»: нейросети, помощник Алиса, технология распознавания картинок (чтобы покупатель мог сфотографировать понравившуюся ему вещь, а потом с помощью поиска найти ее на маркетплейсе), перечислял в октябре 2018 года Грег Абовский, операционный и финансовый директор «Яндекса». Кроме того, важную роль в развитии платформы должен был играть сервис «Яндекс.Доставка».
  • «Беру» интегрируется в приложение «Сбербанк.Онлайн», у которого десятки миллионов пользователей. Предполагалось, что в маркетплейсе можно будет тратить бонусы программы «Спасибо» от Сбербанка. Также планировалось задействовать в качестве пунктов для выдачи заказов сеть из 5–6 тыс. отделений Сбербанка, в которых можно размещать постаматы.

Цифры. За первые девять месяцев работы «Беру» выручка проекта достигла 1 млрд рублей в месяц, рассказал The Bell представитель СП. Для сравнения: оборот Ozon в 2018 году составил 42,5 млрд рублей.

  • «Беру», как и все подобные маркетплейсы, зарабатывает на комиссиях с продаж, которые платят продавцы. В «Беру» они составляют от 2% до 15% в зависимости от категории товаров и объема проданных вещей.
  • Сейчас «Беру» доставляет товары в 1,2 тыс. городов и работает с 1,5 тыс. продавцов, а еще у проекта появилось три логистических центра в Московской области и Ростове-на-Дону, в которые компания проинвестировала 1,5 млрд рублей.
  • В пиковые моменты на сайте «Беру» может находиться одновременно 500 тыс. пользователей, в ассортименте у маркетплейса 200 тыс. разных товаров.
Скопировать ссылку