Dolby Atmos

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Dolby Atmos — технология объёмного звука, разработанная компанией Dolby Laboratories. Она расширяет возможности существующих систем объемного звука, добавляя каналы высоты, что позволяет интерпретировать звуки как трёхмерные объекты[1]. Изначально технология была создана для коммерческих кинозалов, а затем адаптирована для домашнего кино.

История[править | править код]

Монитор Dolby Atmos в 2015 году

Первая инсталляция Dolby Atmos была установлена в театре «Эль-Капитан» в Лос-Анджелесе на премьере мультфильма «Храбрая сердцем» в июне 2012 года[2]. В течение 2012 года было организовано около 25 инсталляций по всему миру, их число увеличилось до 300 в 2013 году. По состоянию на июль 2020 года насчитывалось более 6000 залов с Dolby Atmos, также технология была адаптирована к формату домашнего кинотеатра и является аудиокомпонентом Dolby Cinema. Большинство электронных устройств с 2016 года, а также смартфоны после 2017 года, получили возможность записи и микширования Dolby Atmos. Полный набор технических спецификаций для Dolby Digital Plus с Dolby Atmos стандартизирован и опубликован в ETSI TS 103 420[3].

В 2016 году третий сезон сериала «Власть в ночном городе» стал первым телевизионным шоу, смикшированным и транслируемым в Atmos. Хотя в том же году «Игра престолов» получила Dolby Atmos в переиздании на Blu-ray[4]. Альбом 1992 года Automatic for the People группы R.E.M. стал первым крупным музыкальным релизом, который был переиздан в Atmos в 2017 году[5].

Первым фильмом, выпущенным на Blu-ray с Dolby Atmos, был «Трансформеры: Эпоха истребления»[6]. Первой видеоигрой, использующей Dolby Atmos, стала Star Wars: Battlefront, созданная по специальному соглашению между EA и Dolby Laboratories[7].

Dolby Atmos for Music, итерация формата только для аудио, была принята потоковыми музыкальными сервисами Tidal и Amazon Music в декабре 2019 года[8]. 17 мая 2021 года Apple Music объявил о добавлении пространственного аудио с поддержкой Dolby Atmos и lossless-аудио[9].

Технология[править | править код]

Технология Dolby Atmos позволяет распределять до 128 звуковых дорожек плюс связанные с ними метаданные пространственного звучания (в частности, данные о местоположении или автоматизации панорамирования) для оптимальной динамической передачи на акустические системы в зависимости от возможностей кинозала. Dolby Atmos для кинозалов предусматривается 10 каналов, сконфигурированные как 9.1 (традиционные 7.1, к которым добавлены 2 потолочных). Звукорежиссер может определить до 118 объектов[10][11].

Домашние кинотеатры Dolby Atmos могут быть построены по традиционным схемам 5.1 и 7.1. Для Dolby Atmos номенклатура несколько отличается: система 7.1.4 с Dolby Atmos — это обычная схема 7.1 с четырьмя подвесными колонками или колонками с поддержкой Dolby Atmos[12].

Контент Dolby Atmos создается с помощью совместимого программного обеспечения цифровой аудио рабочей станции (Dolby поставляет плагин для Pro Tools) или подходящей широкоформатной микшерной консоли, такой как DFC от AMS Neve или MPC5 от Harrison Audio Consoles.

Во время воспроизведения система Dolby Atmos каждого кинотеатра отображает аудиообъекты в реальном времени на основе известного расположения громкоговорителей в целевом кинозале, так что каждый аудиообъект слышен как исходящий из определённого набора координат. В отличие от этого, обычная многоканальная технология, по сути, записывает все исходные звуковые дорожки в фиксированное количество каналов во время пост-продакшна. Это обычно заставляет микшера делать предположения о среде воспроизведения, которые могут быть не очень хорошо применимы к конкретному кинозалу. Добавление аудиообъектов позволяет микшеру быть более творческим, выводить больше звуков за пределы экрана и быть уверенным в результатах.

Первое поколение оборудования для кинотеатров поддерживает до 128 дискретных звуковых дорожек и до 64 уникальных динамиков[13].

Примечания[править | править код]

  1. Morrison, Geoffrey Surround all around: Dolby Atmos explained. CNET. Дата обращения: 21 января 2020. Архивировано 21 января 2020 года.
  2. Giardina, Carolyn. Peter Jackson Considering Dolby Atmos for 'The Hobbit'. The Hollywood Reporter (1 мая 2012). Дата обращения: 2 июня 2012. Архивировано 22 января 2018 года.
  3. Work Programme - Work Item Detailed Report. portal.etsi.org. Дата обращения: 19 июня 2019. Архивировано 29 июля 2020 года.
  4. Gustafson, Alice Game of Thrones Becomes First Ever TV Show To Feature Dolby Atmos. Essential Install (8 октября 2015). Дата обращения: 21 января 2020. Архивировано 23 февраля 2020 года.
  5. R.E.M.'s Peter Buck Talks 'Automatic for the People' Before 25th Anniversary Reissue: 'I Didn't Expect It to Be a Huge Hit'. Billboard. Дата обращения: 3 октября 2021. Архивировано 5 ноября 2021 года.
  6. Press Release: Dolby Atmos Comes to the Home Via Blu-ray and VUDU to Transport Entertainment Enthusiasts Into a New Dimension of Sound. Businesswire.com. Дата обращения: 28 сентября 2014. Архивировано 3 августа 2020 года.
  7. Dolby Atmos Coming to “Star Wars: Battlefront”. SIGNAL (5 сентября 2017). Дата обращения: 24 марта 2020. Архивировано из оригинала 17 мая 2019 года.
  8. May, Steve Dolby Atmos washes over Tidal HiFi service. Inside CI (17 декабря 2019). Дата обращения: 3 октября 2021. Архивировано 3 октября 2021 года.
  9. Apple Music announces Spatial Audio and Lossless Audio. Apple Newsroom. Дата обращения: 24 мая 2021. Архивировано 25 мая 2021 года.
  10. Dolby Atmos for the Home Theater (октябрь 2016). Дата обращения: 6 июля 2021. Архивировано 21 мая 2020 года.
  11. Dolby Atmos? Это просто!, статья. Портал "www.hifinews.ru". Аудиомания - Хороший звук от А до Я. Дата обращения: 3 октября 2021. Архивировано 3 октября 2021 года.
  12. Dolby Atmos for Home. www.dolby.com. Дата обращения: 3 октября 2021. Архивировано 14 мая 2020 года.
  13. Hidalgo, Jason. Dolby's Atmos technology gives new meaning to surround sound, death from above. Engadget (26 апреля 2012). Дата обращения: 1 июня 2012. Архивировано 18 августа 2017 года.