Обзор бюджетного видеоускорителя Nvidia GeForce RTX 3050

Особенности архитектуры Nvidia GeForce RTX 3050

С последних анонсов видеокарт компании Nvidia прошло уже более полугода, а самая недорогая (до недавнего времени) модель новой линейки GeForce RTX 3060 и вовсе вышла уже почти год назад. Но в семействе оставалось место для еще более дешевой видеокарты этого поколения, которую мы сегодня и рассмотрим — GeForce RTX 3050.

Видеокарты с цифровым индексом 50 в имени всегда обеспечивали минимально достаточный уровень производительности за приемлемую цену. Неудивительно, что три из пяти самых популярных видеокарт у игроков по статистике Steam — это именно GTX с индексом 50, и одна из самых успешных моделей в этом списке — GeForce GTX 1050, вышедшая еще в 2016-м. Во время выхода она обеспечивала 60 FPS и более в играх своего времени, но сейчас эта модель уже порядком устарела, а современные игры требуют все большего от графических процессоров.

В разрешении Full HD при высоких настройках уже не хватает производительности столь популярных бюджетных видеокарт прошлого, как GTX 1050 Ti и GTX 1050, и даже GTX 1650 во многих играх способна дать от силы 30 FPS. Неудивительно, что Nvidia хочет продавать то, что может заменить эти недорогие решения и способно дать массам попробовать некоторые эффекты, использующие трассировку лучей, пусть и на самом начальном уровне.

Видеокарта RTX 3050 в схожих условиях в разрешении Full HD обеспечивает уже как минимум 60 FPS, а в некоторых играх и до 100—120 кадров в секунду. В каких-то игровых проектах можно будет даже включить трассировку лучей, но исключительно в связке с масштабированием разрешения DLSS — в указанных выше играх получится 60—90 FPS, что вполне приемлемо и комфортно.

Модель GeForce RTX 3050 приносит уровень производительности и возможностей архитектуры Ampere (это аппаратная трассировка лучей и тензорные ядра, полезные хотя бы из-за масштабирования DLSS) на ценовой уровень ниже, что в теории означает больший охват и большее потенциальное количество пользователей, получивших эти возможности. Увы, все это лишь потенциально и в теории — из-за майнерской лихорадки, которая смешала все карты. Реальная розничная цена RTX 3050 куда выше цен на GTX 1650 и GTX 1050 во время их выпуска. В любом случае, аппаратная трассировка лучей в графических процессорах Nvidia этого уровня появилась в RTX 3050 впервые.

GeForce RTX 3050 содержит 2560 CUDA-ядер, что более чем вдвое больше, чем в GTX 1650, и поэтому новинка обеспечивает гораздо более высокую производительность. Важна также и поддержка других возможностей: разъемов вывода стандарта HDMI 2.1, обеспечивающих вывод в 4K-разрешении при 120 Гц с поддержкой HDR, поддержка декодирования видеороликов формата AV1, обеспечивающего лучшее сочетание коэффициента сжатия и качества картинки по сравнению с привычными H.264, HEVC и VP9.

Решения Nvidia, основанные на архитектуре Ampere, отличаются от видеокарт прошлой архитектуры Turing тем, что они обеспечивают заметно более высокую производительность — благодаря оптимизации и производству по более тонкому техпроцессу, игровые решения новой архитектуры примерно в полтора раза быстрее аналогичных Turing в традиционных задачах растеризации, и до двух раз быстрее при трассировке лучей. Так что модель RTX 3050 при определенных условиях может стать неплохим вариантом апгрейда для обладателей популярных ранее решений, вроде GTX 1050 и GTX 1050 Ti.

Основой рассматриваемой сегодня модели видеокарты стал уже известный нам графический процессор архитектуры Ampere, слабо отличающийся по особенностям от GPU семейства, так что будет полезно сначала узнать и о них. Архитектура Ampere имеет достаточно много общего и с предыдущими архитектурами Turing и Volta, и перед прочтением материала можно ознакомиться и с нашими предыдущими статьями:

Графический ускоритель GeForce RTX 3050
Кодовое имя чипа GA106 (или GA107 — см. далее)
Технология производства 8 нм (Samsung «8N Nvidia Custom Process»)
Количество транзисторов 12,0 млрд
Площадь ядра 276 мм²
Архитектура унифицированная, с массивом процессоров для потоковой обработки любых видов данных: вершин, пикселей и др.
Аппаратная поддержка DirectX DirectX 12 Ultimate, с поддержкой уровня возможностей Feature Level 12_2
Шина памяти 128-битная: 4 независимых 32-битных контроллеров памяти с поддержкой памяти типа GDDR6
Частота графического процессора до 1777 МГц
Вычислительные блоки 20 потоковых мультипроцессоров (из 30 в полном чипе), включающих 2560 CUDA-ядер (из 3840 ядер) для целочисленных расчетов INT32 и вычислений с плавающей запятой FP16/FP32/FP64
Тензорные блоки 80 тензорных ядер (из 120) для матричных вычислений INT4/INT8/FP16/FP32/BF16/TF32
Блоки трассировки лучей 20 RT-ядер (из 30) для расчета пересечения лучей с треугольниками и ограничивающими объемами BVH
Блоки текстурирования 80 блоков (из 120) текстурной адресации и фильтрации с поддержкой FP16/FP32-компонент и поддержкой трилинейной и анизотропной фильтрации для всех текстурных форматов
Блоки растровых операций (ROP) 4 (из 6) широких блока ROP на 32 пикселя с поддержкой различных режимов сглаживания, в том числе программируемых и при FP16/FP32-форматах буфера кадра
Поддержка мониторов поддержка HDMI 2.1 и DisplayPort 1.4a (со сжатием DSC 1.2a)
Спецификации референсной видеокарты GeForce RTX 3050
Частота ядра 1552/1777 МГц
Количество универсальных процессоров 2560
Количество текстурных блоков 80
Количество блоков блендинга 32
Эффективная частота памяти 14 ГГц
Тип памяти GDDR6
Шина памяти 128-бит
Объем памяти 8 ГБ
Пропускная способность памяти 224 ГБ/с
Вычислительная производительность (FP32) до 9 терафлопс
Теоретическая максимальная скорость закраски 57 гигапикселей/с
Теоретическая скорость выборки текстур 142 гигатекселя/с
Шина PCI Express 4.0 x8
Разъемы по выбору производителя
Энергопотребление до 130 Вт
Дополнительное питание по выбору производителя
Число слотов, занимаемых в системном корпусе 2
Рекомендуемая цена $249 (24 990 рублей)

Имя новой бюджетной видеокарты поколения RTX 30 соответствует принципу наименования решений компании, она занимает нижнее положение в линейке — под RTX 3060, отличаясь от нее как раз индексом уровня производительности. Рекомендованная цена GeForce RTX 3050 составляет $249, или 24990 рублей, что заметно ниже цены RTX 3060, но мы в очередной раз оговариваем то, что в нынешней ситуации эти суммы не имеют ничего общего с реальностью, розничные цены уже выше.

Прямыми конкурентами для RTX 3050 у AMD можно считать Radeon RX 6600 и RX 6500 XT, по рекомендованным ценам она между ними. Но вышедшая совсем недавно RX 6500 XT явно менее производительна, пусть и продается заметно дешевле. На ее фоне, GeForce RTX 3050 кажется очень неплохим вариантом для многих потенциальных покупателей. Да, их цены отличаются на четверть, видеокарта AMD дешевле, но большое количество потенциальных пользователей предпочтет немного переплатить, чтобы не иметь проблем ни с объемом видеопамяти в 4 ГБ, ни с ее невысокой пропускной способностью, ни с потенциальной нехваткой пропускной способности PCIe, связанной в том числе с небольшим объемом локальной памяти.

Еще раз уточним, что все рассуждения о ценах — лишь теоретические, ибо рынок видеокарт давно находится под воздействием майнерской лихорадки и дефицита GPU, поэтому вменяемых цен, близких к рекомендованным, мы не скоро увидим и на такие не особо интересные для майнеров решения, как RTX 3050. Да, у нее 8 ГБ сравнительно быстрой памяти, что хорошо для майнинга эфира, но она все так же искусственно ограничена по скорости майнинга эфира, и поэтому, даже несмотря на появившиеся методы частичного обхода этого ограничения, покупка RTX 3050 для майнинга сейчас вряд ли выгодна, так как сроки окупаемости отодвинулись на долгие месяцы.

Потребление энергии видеокартой RTX 3050 составляет до 130 Вт, что на 40 Вт меньше, чем у модели RTX 3060. В теории, можно обойтись одним 6-контактным разъемом дополнительного питания, но в реальных видеокартах партнеров чаще всего используются 8-контактные. Как и у GeForce RTX 3060, у новинки нет варианта Founders Edition самой Nvidia. Для наименее мощных GPU они не делают своих карт, зато партнеры компании сразу выпустили множество решений собственного дизайна, включая разогнанные варианты, имеющие массивную систему охлаждения с тремя вентиляторами:

Что касается доступности видеокарт в розничных магазинах, то они появляются там периодически, но цены пока что изрядно завышены. Вместе с вами, нам остается только надеяться на то, что со временем проблемы недостаточного объема производства чипов и карт и огромного спроса на них решатся, и желательно как можно скорее. Пока же новинку придется еще поискать в продаже, и уж тем более будет трудно найти ее по приемлемой цене.

Архитектурные особенности и технологии

GeForce RTX 3050 использует графические процессоры GA106, известные нам по RTX 3060, просто еще сильнее урезанные. Эти GPU производятся на фабрике Samsung с применением техпроцесса 8 нм, как и старшие чипы. Через какое-то время производство может перейти на другую модель графического процессора — GA107, который также содержит 2560 CUDA-ядер и поддерживает восемь линий PCI Express, он и меньше по размеру и дешевле в производстве. Временно используя в RTX 3050 урезанный GA106, а не GA107, на котором основаны мобильные решения аналогичного уровня, компания упростила производителям разработку новых моделей видеокарт.

Как и остальные графические процессоры компании, чип GA106 состоит из укрупненных кластеров Graphics Processing Cluster (GPC), которые включают несколько кластеров текстурной обработки Texture Processing Cluster (TPC), содержащих потоковые процессоры Streaming Multiprocessor (SM), блоки растеризации Raster Operator (ROP) и контроллеры памяти. Полный чип GA106 содержит три кластера GPC и 30 мультипроцессоров SM — по 10 штук на каждый кластер. GPC содержит по пять TPC, состоящих из пары SM и движка PolyMorph Engine для работы с геометрией.

Полная версия графического процессора GA106 содержит 3840 потоковых CUDA-ядер, 30 RT-ядер второго поколения и 120 тензорных ядер третьего поколения. Подсистема памяти нового GPU включает шесть 32-битных контроллеров памяти, что дает 192-бит в целом.

Но для модели GeForce RTX 3050 используется урезанная на треть версия графического процессора GA106, в которой отключен один GPC и пара 32-битных контроллеров памяти вместе с частью L2-кэша. Соответственно, он содержит 2560 CUDA-ядер, 20 RT-ядер и 80 тензорных ядер. Текстурных блоков в этой модификации 80 штук, а количество блоков ROP урезано до 32. Подсистема памяти новой версии GPU включает четыре 32-битных контроллера памяти, что дает нам 128-битную шину в общем. Соответственно, была урезана по объему и кэш-память второго уровня, которой в этой модификации осталось 1,5 МБ.

GeForce RTX 3050 имеет 8 ГБ GDDR6-памяти, которая подключена по 128-битной шине, что дает 224 ГБ/с пропускной способности, и это достаточно для решений такого уровня. Видеопамяти на новом решении решили поставить 8 ГБ, а не 4 ГБ, как это сделали конкуренты для чуть менее дорогой видеокарты RX 6500 XT. Такой ход может стать достаточно важным преимуществом даже для видеокарт такого уровня, так как современные игры даже в Full HD-разрешении могут использовать более чем 4 ГБ видеопамяти. У RTX 3050 же в наличии полновесные 8 ГБ памяти с 128-битной шиной, что позволило установить не самые скоростные чипы памяти, работающие на эффективной частоте в 14 ГГц, и в этом у RTX 3050 будет явное преимущество перед RX 6500 XT.

При сравнении RTX 3050 и RX 6500 XT мы можем лишь повторить то, что писали в обзоре видеокарты AMD — мы считаем, что эта компания слишком сильно урезала возможности и производительность чипа Navi 24 в попытках минимизировать его размер. Даже сравнение теоретических показателей этой пары видеокарт показывает, что RTX 3050 победит во всех случаях, а иногда сможет составить конкуренцию RX 6600. Также интересно сравнение RTX 3050 и RTX 2060, но с другой стороны — вторая интереснее для майнеров, так как быстрее в этом деле, и это освобождает путь RTX 3050 к геймерам, вполне возможно. Осталось лишь дождаться снижения реальных цен, которые и станут решающим фактором для многих пользователей.

Как и ее главный конкурент на рынке, компания Nvidia применяет в бюджетных решениях урезание количества доступных линий PCI Express, но хотя бы не такое радикальное как четыре линии у Radeon RX 6500 XT — GeForce RTX 3050 урезана лишь до восьми линий. Негативные эффекты от урезания может и будут, но не такие явные, как при урезании до четырех линий, и то только при использовании устаревших системных плат с PCIe 3.0, в более новых все будет в порядке в любом случае. Nvidia объясняет свое решение тем, что это позволит им использовать другие чипы на всем протяжении существования продукта на рынке. Иными словами, они оставляют возможность использования другого варианта GPU — GA107, известного по мобильным решениям.

Архитектурные особенности семейства Ampere, включая изменения в мультипроцессорах SM, блоках ROP, системе кэширования и текстурирования, тензорных и RT-ядрах, были подробно рассмотрены нами в теоретическом обзоре GeForce RTX 3080. Все эти улучшения привели к достижению довольно высокой энергоэффективности, вся архитектура Ampere делалась с упором на это, включая доработанный техпроцесс Samsung, дизайн чипов и печатных плат, оптимизацию ПО и многое другое. Что получилось у Nvidia конкретно в случае RTX 3050 — мы узнаем в практических частях материала, ответив на главный вопрос — достаточно ли производительности у урезанного GA106, особенно при трассировке лучей?

Ничего не изменилось у GeForce RTX 3050 в плане поддержки стандарта вывода изображения HDMI 2.1 и аппаратного декодирования видеоданных в формате AV1. Они поддерживаются всей серией GeForce RTX 30, включая новинку. Разъемы стандарта HDMI 2.1 позволяют подключить устройства с 4K-разрешением и частотой обновления в 120 Гц или 8K с 60 Гц, а аппаратный декодер AV1 обеспечивает просмотр онлайн-видео в лучшем качестве, по сравнению с известными форматами, вроде H.264, HEVC и VP9.

Конечно же, RTX 3050 обладает поддержкой алгоритмов масштабирования изображения DLSS и NIS (Nvidia Image Scaling), которые позволяют повысить производительность рендеринга в определенном разрешении. И если NIS — это хоть и качественное, но все же обычное масштабирование, то постоянно улучшающаяся технология DLSS использует искусственный интеллект и обеспечивает очень высокое качество картинки при серьезном приросте в FPS. Эта технология поддерживается в полутора сотнях игр и приложений, треть из которых вышла за прошлый квартал. В этот список входят такие популярные проекты, как Fortnite, Minecraft, Call of Duty: Warzone, Red Dead Redemption 2, Metro Exodus и Cyberpunk 2077, а самые свежие анонсы добавления DLSS в игры были связаны с Call of Duty: Vanguard, Horizon Zero Dawn, God of War и Escape from Tarkov — хитовые и культовые игры.

Что касается поддержки аппаратной трассировки лучей, то она постепенно становится все более распространенной в играх. Если добавить к ней еще и DLSS, то за последнее время их поддержку получили более чем 150 игр, и теперь их стало более 200. Мы считаем, что важнейшей и полезнейшей особенностью RTX 3050 является даже не трассировка лучей, а именно DLSS — с трассировкой или без, эта волшебная технология позволяет повысить производительность чуть ли не в пару раз почти без потерь в качестве картинки!

Технология DLSS поддерживается сейчас во многих играх и без трассировки лучей, вроде Red Dead Redemption 2 или God of War, и очень хорошо себя показывает в реальном применении. При этом, метод масштабирования разрешения AMD FSR не может быть прямым конкурентом технологии, как и Nvidia NIS, поскольку это всего лишь довольно простые фильтры масштабирования. Результат работы DLSS значительно качественнее, а иногда даже и лучше родного разрешения — мы недавно проводили большое исследование.

Как и остальные решения линейки, GeForce RTX 3050 поддерживает и другие полезные технологии Nvidia, как Reflex и Broadcast. Технология Nvidia Reflex служит для снижения задержек для соревновательных многопользовательских игр, ее включение помогает реагировать быстрее и целиться точнее. По результатам тестов, использование Reflex оптимизирует задержки вывода и помогает повысить точность стрельбы в многопользовательских играх.

Не забываем и об ускорении приложений для создания цифрового контента при помощи платформы Nvidia Studio — которая включает и специализированные драйверы, и SDK и поддержку GPU-ускорения в таких популярных приложениях, как Adobe Photoshop, Blender и Davinci Resolve. Вся серия GeForce RTX 30 обеспечивает более высокую скорость рендеринга и возможности искусственного интеллекта, а также использует уже упомянутый кодировщик видеоданных.

После того, как мы познакомились со всеми теоретическими характеристиками и возможностями новой видеокарты компании Nvidia, самое время взглянуть на нее, прежде чем приступить к тестам.

Особенности видеокарты Gigabyte GeForce RTX 3050 Eagle OC 8 ГБ

Сведения о производителе: Компания Gigabyte Technology (торговая марка Gigabyte) основана в 1986 году в Китайской Республике (Тайвань). Штаб-квартира в Тайбэе/Тайвань. Изначально создавалась как группа разработчиков и исследователей. В 2004 году на базе компании был образован холдинг Gigabyte, в который вошли Gigabyte Technology (разработка и производство видеокарт и материнских плат для ПК); Gigabyte Communications (производство коммуникаторов и смартфонов под маркой GSmart (с 2006 г.).

Характеристики карты

Видеокарта Gigabyte Nvidia GeForce RTX 3050 Eagle OC 8 ГБ
GPU GeForce RTX 3050 (GA106)
Интерфейс PCI Express 4.0
Частота работы GPU (ROPs), МГц 1777(Boost)—1927(Max)
Частота работы памяти (физическая (эффективная)), МГц 3500 (14000)
Ширина шины обмена с памятью, бит 128
Число вычислительных блоков в GPU 20
Число операций (ALU) в блоке 128
Суммарное количество блоков ALU 2560
Число блоков текстурирования (BLF/TLF/ANIS) 80
Число блоков растеризации (ROP) 32
Число блоков Ray Tracing 20
Число тензорных блоков 80
Размеры, мм 213×120×41 мм
Количество слотов в системном блоке, занимаемые видеокартой 2
Цвет текстолита черный
Энергопотребление пиковое в 3D, Вт 132,7
Энергопотребление в режиме 2D, Вт 20
Энергопотребление в режиме «сна», Вт 10
Уровень шума в 3D (максимальная нагрузка), дБА 37,3
Уровень шума в 2D (просмотр видео), дБА 18,0
Уровень шума в 2D (в простое), дБА 18,0
Видеовыходы 2×HDMI 2.1, 2×DisplayPort 1.4a
Поддержка многопроцессорной работы нет
Максимальное количество приемников/мониторов для одновременного вывода изображения 4
Питание: 8-контактные разъемы 1
Питание: 6-контактные разъемы 0
Максимальное разрешение/частота, Display Port 3840×2160@120 Гц, 7680×4320@60 Гц
Максимальное разрешение/частота, HDMI 3840×2160@120 Гц, 7680×4320@60 Гц
Розничные цены карты Gigabyte

Память

Карта имеет 8 ГБ памяти GDDR6 SDRAM, размещенной в 4 микросхемах по 16 Гбит на лицевой стороне PCB. Микросхемы памяти Micron рассчитаны на условную номинальную частоту работы в 3500 (14000) МГц.

Особенности карты

Вид спереди
Вид сзади

Gigabyte использует самые современные и очень емкие микросхемы памяти 16 Гбит, что позволяет получить 8 ГБ с помощью всего 4 микросхем при 128-битной шине.

Всего у преобразователя питания 5 фаз. Зеленым цветом отмечена схема питания ядра (4 фазы), синим — памяти (1 фаза). Для управления питания GPU используется ШИМ-контроллер NCP81610 (On Semiconductor).

ШИМ-контроллер uP1666Q (uPI Semiconductor) контролирует одну фазу микросхем памяти.

Оба контроллера расположены на тыльной стороне платы.

Фазы питания ядра укомплектованы мосфетами NCP302155 (On Semiconductor), фазы питания памяти — мосфетами Alpha&Omega 6994.

Карта имеет 1 разъем питания — 8-контактный. Видеовыходов четыре: 2 DP 1.4 и 2 HDMI 2.1.

Размеры: длина 213 мм, высота 120 мм, ширина 41 мм. Карта относительно маленькая и легкая.

Нагрев и охлаждение

Видеокарта Gigabyte GeForce RTX 3050 Eagle OC 8 ГБ оснащена фирменной системой охлаждения WindForce. Она представлена радиатором с медными композитными тепловыми трубками прямого контакта с ГП, вентиляторами с уникальным профилем лопастей крыльчатки (втулки подшипников с нано-смазкой на основе графена).

Микросхемы памяти охлаждаются (через термопрокладки) тем же основным радиатором, что и GPU. Для охлаждения преобразователя питания VRM есть отдельная подошва на том же радиаторе. Задняя пластина служит элементом дизайна, защиты PCB и усиливает жесткость платы в целом.

Поверх радиатора установлен кожух с двумя вентиляторами ∅90 мм — Windforce 2x (так их называет производитель). Их особенностями являются встречное направление вращения вентиляторов, а также особый профиль лопастей (рифление). Все это должно способствовать повышению КПД охлаждения. Как у многих подобных СО, вентиляторы не включаются, пока GPU не нагреется до 50-55 градусов, однако следует иметь в виду, что при включении ПК вентиляторы какое-то время все же вращаются до момента загрузки видеодрайвера.

Мониторинг температурного режима с помощью MSI Afterburner:

После 2-часового прогона под нагрузкой максимальная температура ядра не превысила 74 градусов, что можно назвать приемлемым результатом.

Максимальный нагрев наблюдался в районе преобразователей питания GPU.

Шум

Методика измерения шума подразумевает, что помещение шумоизолировано и заглушено, снижены реверберации. Системный блок, в котором исследуется шум видеокарт, не имеет вентиляторов, не является источником механического шума. Фоновый уровень 18 дБА — это уровень шума в комнате и уровень шумов собственно шумомера. Измерения проводятся с расстояния 50 см от видеокарты на уровне системы охлаждения.

Режимы измерения:

  • Режим простоя в 2D: загружен интернет-браузер с сайтом iXBT.com, окно Microsoft Word, ряд интернет-коммуникаторов
  • Режим 2D с просмотром фильмов: используется SmoothVideo Project (SVP) — аппаратное декодирование со вставкой промежуточных кадров
  • Режим 3D с максимальной нагрузкой на ускоритель: используется тест FurMark

Оценка градаций уровня шума следующая:

  • менее 20 дБА: условно бесшумно
  • от 20 до 25 дБА: очень тихо
  • от 25 до 30 дБА: тихо
  • от 30 до 35 дБА: отчетливо слышно
  • от 35 до 40 дБА: громко, но терпимо
  • выше 40 дБА: очень громко

В режиме простоя в 2D температура была не выше 42,4 °C, вентиляторы не работали, уровень шума был равен фоновому — 18 дБА.

При просмотре фильма с аппаратным декодированием ничего не менялось, шум сохранялся на прежнем уровне.

В режиме максимальной нагрузки в 3D температура достигала 74 °C. Вентиляторы при этом раскручивались до 2260 оборотов в минуту, шум вырастал до 37,3 дБА, это громко, но еще терпимо.

Подсветка

Подсветки у карты нет. Да и радиатор у нее матовый, так что даже отражать подсветку в корпусе (если таковая имеется) карта не сможет.

Комплект поставки и упаковка

Комплект у Gigabyte Eagle RTX 3050 8 ГБ обыкновенный: краткая инструкция и сама карта.

Тестирование: синтетические тесты

Мы провели тестирование видеокарты GeForce RTX 3050 со стандартными частотами в нашем наборе синтетических тестов. Он продолжает меняться, иногда добавляются новые тесты, а устаревшие постепенно убираются. Мы бы хотели добавить еще больше примеров с вычислениями, но с этим есть определенные сложности. Постараемся расширить и улучшить набор синтетических тестов, и если у вас есть четкие и обоснованные предложения — напишите их в комментариях к статье или отправьте авторам.

Из более-менее новых бенчмарков мы начали использовать несколько примеров, входящих в DirectX SDK и пакет SDK компании AMD (скомпилированные примеры применения D3D11 и D3D12), а также несколько разнообразных тестов для измерения производительности трассировки лучей, программной и аппаратной. В качестве полусинтетических тестов у нас также используется набор подтестов из довольно популярного пакета 3DMark: Time Spy, Port Royal, DX Raytracing и др.

Синтетические тесты проводились на следующих видеокартах:

  • GeForce RTX 3050 со стандартными параметрами (RTX 3050)
  • GeForce RTX 3060 со стандартными параметрами (RTX 3060)
  • GeForce RTX 2060 со стандартными параметрами (RTX 2060)
  • Radeon RX 6600 со стандартными параметрами (RX 6600)
  • Radeon RX 6500 XT со стандартными параметрами (RX 6500 XT)

Для анализа производительности новой видеокарты GeForce RTX 3050 мы выбрали пару основных видеокарт компании Nvidia из двух последних поколений. Для сравнения с прошлым поколением мы взяли RTX 2060 (иногда в версии Super), а также на диаграммах есть и результаты современной модели RTX 3060 более высокого уровня, но основанной на другой версии чипа GA106 — чтобы понять, насколько урезанный вариант младшей модели семейства окажется медленнее.

Главными соперниками для GeForce RTX 3050 у компании AMD стала пара моделей современного поколения: Radeon RX 6600 и RX 6500 XT — обе основаны на архитектуре RDNA 2. Трудно выделить одного ценового конкурента, ведь по рекомендованным RTX 3050 где-то между ними. Но Radeon RX 6500 XT, вышедшая совсем недавно, хоть по цене и близка, но уж очень сильно урезана по всем параметрам, так что сравнение с ней также будет весьма интересным. В некоторых тестах, по тем или иным причинам, дополнительно использовались и другие модели видеокарт.

 
Тесты из 3DMark Vantage
 
Тесты Direct3D 11
 
Тесты Direct3D 12
 
Тесты трассировки лучей
 
Вычислительные тесты
 
Тесты DLSS

Тестирование: игровые тесты

Конфигурация тестового стенда

  • Компьютер на базе процессора AMD Ryzen 9 5950X (Socket AM4):
    • Платформа:
      • процессор AMD Ryzen 9 5950X (разгон до 4,6 ГГц по всем ядрам);
      • ЖСО Cougar Helor 240;
      • системная плата Asus ROG Crosshair Dark Hero на чипсете AMD X570;
      • оперативная память TeamGroup T-Force Xtreem ARGB (TF10D48G4000HC18JBK) 32 ГБ (4×8) DDR4 (4000 МГц);
      • SSD Intel 760p NVMe 1 ТБ PCI-E;
      • жесткий диск Seagate Barracuda 7200.14 3 ТБ SATA3;
      • блок питания Seasonic Prime 1300 W Platinum (1300 Вт);
      • корпус Thermaltake Level20 XT;
    • операционная система Windows 10 Pro 64-битная; DirectX 12 (v.21H1);
    • телевизор LG 55Nano956 (55″ 8K HDR, HDMI 2.1);
    • драйверы AMD версии 22,1.2/21.10.2;
    • драйверы Nvidia версии 511,32;
    • VSync отключен.

Список инструментов тестирования

Во всех игровых тестах использовались максимальные настройки графики («ультра»).

  • Hitman III (IO Interactive/IO Interactive)
  • Cyberpunk 2077 (Софтклаб/CD Projekt RED), патч 1.3
  • Death Stranding (505 Games/Kojima Productions)
  • Assassin’s Creed Valhalla (Ubisoft/Ubisoft)
  • Watch Dogs: Legion (Ubisoft/Ubisoft)
  • The Medium (Bloober/Bloober)
  • Godfall (Gearbox Publishing/Counterplay Games)
  • Resident Evil Village (Capcom/Capcom)
  • Far Cry 6 (Ubisoft/Ubisoft)
  • Metro Exodus (4A Games/Deep Silver/Epic Games)

Результаты тестов без использования аппаратной трассировки лучей в разрешениях 1920×1200, 2560×1440 и 3840×2160

Результаты тестов в «классических» играх (без трассировки лучей) показали, что GeForce RTX 3050 серьезно обходит имеющиеся на рынке младшие видеокарты Nvidia — GeForce GTX 1650 и GTX 1650 Super. Если же сравнивать с ускорителями Nvidia серии RTX, то новинка находится на уровне между GeForce RTX 2060 и GeForce RTX 3060, обычно ближе к первому.

 
Hitman III
 
Cyberpunk 2077
 
Death Stranding
 
Assassin’s Creed Valhalla
 
Watch Dogs: Legion
 
The Medium
 
Godfall
 
Resident Evil Village
 
Far Cry 6
 
Metro Exodus

Результаты тестов со включенной аппаратной трассировкой лучей и/или DLSS/FSR в разрешениях 1920×1200, 2560×1440 и 3840×2160

В случае игр с трассировкой лучей в большинстве случаев новинка находится на уровне GeForce RTX 2060.

 
Cyberpunk 2077, RT
 
Cyberpunk 2077, RT+DLSS
 
Death Stranding, DLSS
 
Watch Dogs: Legion, RT
 
Watch Dogs: Legion, RT+DLSS
 
The Medium, RT
 
The Medium, RT+DLSS/FSR
 
Resident Evil Village, RT
 
Far Cry 6, RT
 
Far Cry 6, RT+FSR
 
Metro Exodus, RT
 
Metro Exodus, RT+DLSS

Рейтинг iXBT.com

Рейтинг ускорителей iXBT.com демонстрирует нам функциональность видеокарт друг относительно друга и представлен в двух вариантах:

  1. Вариант рейтинга iXBT.com без включения RT

Рейтинг составлен по всем тестам без использования технологий трассировки лучей. Этот рейтинг нормирован по самому слабому ускорителю — Radeon 6500 XT (то есть сочетание скорости и функций Radeon 6500 XT приняты за 100%). Рейтинги ведутся по 16 периодически исследуемым нами акселераторам в рамках проекта Лучшая видеокарта месяца. В данном случае из общего списка выбрана группа карт для анализа, в которую входят GeForce RTX 3050 и его конкуренты.

Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.

Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com Рейтинг полезности Цена, руб.
12 RX 6600 8 ГБ, 2491—2653/14000 163 25 66 000
13 RTX 3060 12 ГБ, 1807—1950/15000 162 20 82 000
14 Gigabyte Eagle RTX 3050 8 ГБ, 1777—1927/14000 145 36 40 000
15 RTX 2060 6 ГБ, 1680—1920/14000 138 21 66 000
16 RX 6500 XT 4 ГБ 2685—2688/17952 100 33 30 000
17 GTX 1650 Super 4 ГБ, 1725—1770/12000 80 19 42 000
18 GTX 1650 4 ГБ, 1665—1825/8000 63 22 29 000

Рейтинг фиксирует, что GeForce RTX 3050 по производительности соответствует GeForce RTX 2060, а из видеокарт конкурента Radeon RX 6600 быстрее, а Radeon RX 6500 XT значительно медленнее.

  1. Вариант рейтинга iXBT.com с включением RT

Рейтинг составлен по 6 тестам с применением технологии трассировки лучей. На сегодня RT поддерживается ускорителями серий Nvidia GeForce RTX и AMD Radeon RX 6000. Этот рейтинг нормирован по Radeon 6500 XT (то есть сочетание скорости и функций Radeon 6500 XT приняты за 100%).

Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.

Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com Рейтинг полезности Цена, руб.
11 RTX 3060 12 ГБ, 1807—1950/15000 498 61 82 000
12 Gigabyte Eagle RTX 3050 8 ГБ, 1777—1927/14000 423 106 40 000
13 RX 6600 XT 8 ГБ, 2359—2664/16000 396 57 70 000
14 RTX 2060 6 ГБ, 1680—1920/14000 394 61 66 000
15 RX 6600 8 ГБ, 2491—2653/14000 346 52 66 000
16 RX 6500 XT 4 ГБ 2685—2688/17952 100 33 30 000

Видеокарты Radeon RX 6000 очень сильно теряют в производительности при включении трассировки лучей, здесь GeForce RTX 3050 успешно соперничает с более дорогим Radeon RX 6600 XT.

Рейтинг полезности

Рейтинг полезности тех же карт получается, если показатели предыдущего рейтинга разделить на цены соответствующих ускорителей. Для расчета рейтинга полезности использованы розничные цены на начало февраля 2022 года.

  1. Вариант рейтинга полезности без включения RT
Модель ускорителя Рейтинг полезности Рейтинг iXBT.com Цена, руб.
01 Gigabyte Eagle RTX 3050 8 ГБ, 1777—1927/14000 36 145 40 000
02 RX 6500 XT 4 ГБ 2685—2688/17952 33 100 30 000
03 RX 6600 XT 8 ГБ, 2359—2664/16000 27 188 70 000
04 RX 6600 8 ГБ, 2491—2653/14000 25 163 66 000
05 RTX 3060 Ti 8 ГБ, 1665—2010/14000 24 212 90 000

Рассмотренная видеокарта Gigabyte на момент подготовки обзора продавалась спорадически, зафиксированная цена была далека от предполагаемых нами 40 тысяч рублей, так что для этого рейтинга мы взяли для Nvidia GeForce RTX 3050 стоимость именно 40 тысяч. В таком случае этот ускоритель выгоднее к приобретению, чем конкуренты в лице линейки Radeon RX 6600/XT и чем GeForce RTX 2060. Однако подчеркнем, что для остальных видеокарт мы брали именно реальную среднюю розничную цену. Таким образом, если карты на GeForce RTX 3050 появятся в продаже по предполагаемой нами цене, они будут очень хороши. Если нет — их рейтинг существенно упадет.

  1. Вариант рейтинга полезности с включением RT
Модель ускорителя Рейтинг полезности Рейтинг iXBT.com Цена, руб.
01 Gigabyte Eagle RTX 3050 8 ГБ, 1777—1927/14000 106 423 40 000
02 RTX 3060 Ti 8 ГБ, 1665—2010/14000 69 623 90 000
04 RTX 3060 12 ГБ, 1807—1950/15000 61 498 82 000
05 RTX 2060 6 ГБ, 1680—1920/14000 61 394 66 000
08 RX 6600 8 ГБ, 2491—2653/14000 52 346 66 000
15 RX 6500 XT 4 ГБ 2685—2688/17952 33 100 30 000
16 RTX 3090 24 ГБ, 1695—1965/19500 33 911 275 000

Картина от предыдущей отличается лишь тем, что Radeon RX 6600 и GeForce RTX 2060 ожидаемо оказались в проигрыше из-за более высоких цен на эти карты, а GeForce RTX 3050 при условии цены в 40 тысяч рублей смотрится предпочтительнее.

Выводы

Nvidia GeForce RTX 3050 — отличная бюджетная новинка, имеющая достаточный запас памяти для современных игр. Эта карта позволит поиграть даже в недавно выпущенные игры на ультра-настройках в разрешении Full HD, хотя иногда качество картинки все же придется немного снизить. При появлении в продаже по цене в районе 40 тысяч рублей эта карта будет вполне привлекательной покупкой для нового компьютера или для апгрейда старого.

Если сравнивать GeForce RTX 3050 с ее номинальными предшественниками GeForce GTX 1650 и GeForce GTX 1650 Super, то ключевое отличие новинки в том, что она имеет поддержку аппаратной трассировки и тензорные ядра, добавляющие очень важную технологию повышения производительности DLSS. GeForce RTX 3050 приносит все RTX-возможности архитектуры Ampere в нижний ценовой диапазон, и хотя в свое время (до майнерской лихорадки) GeForce RTX 2060 уже продавались довольно дешево, никогда еще официальная цена RTX-видеокарт не была ниже уровня $300. Предполагаемая цена новинки соответствует цене GeForce GTX 1660 Super прошлого поколения, и в сравнении с ней GeForce RTX 3050 предлагает поддержку трассировки лучей и DLSS, имеет на 2 ГБ больше видеопамяти, что со временем становится все важнее, а также небольшой выигрыш по производительности. Вопрос лишь в реальной цене. Но GeForce GTX 1660 Super может быть более выгодной для специфического применения, поскольку она не ограничена в скорости майнинга, а RTX и DLSS майнерам не нужны. Поэтому есть надежда, что GeForce RTX 3050 не будет стоить слишком дорого. С другой стороны, цену новинки ограничивают GeForce RTX 2060 и Radeon RX 6600, которые сопоставимы в играх и быстрее в майнинге.

Что касается конкретной карты Gigabyte GeForce RTX 3050 Eagle 8 ГБ, то она достаточно компактная, занимает два слота в корпусе, но шум у нее откровенно высоковат при не слишком впечатляющем охлаждении (какой контраст с Gigabyte Radeon RX 6500 XT Gaming OC 4 ГБ!). У карты нет подсветки, что порадует определенную категорию потенциальных покупателей. Еще из плюсов можно перечислить наличие защитной пластины на тыльной стороне изделия, которая обеспечивают необходимую прочность, предотвращая изгиб и деформацию печатной платы. А также стабильную работу видеокарт GeForce RTX 3050 серии Eagle от Gigabyte обеспечивают многофазные модули питания ключевых компонентов, а также высоконадежные дроссели и конденсаторы.

Благодарим компанию Nvidia Russia
и лично Ирину Шеховцову
за предоставленную на тестирование видеокарту

Благодарим компанию TeamGroup
и лично Ethnie Lin
за предоставленную оперативную память для тестового стенда

Для тестового стенда:
процессор AMD Ryzen 9 5950X предоставлен компанией AMD,
материнская плата ROG Crosshair Dark Hero предоставлена компанией Asus

Справочник по ценам

7 февраля 2022 Г.