Что такое разрядность шины памяти видеокарты?

Что такое разрядность шины памяти видеокарты?
3 мин
-68
Товары в статье
Содержание

Неопытные пользователи верят в распространенные мифы о графических картах. Выбор видеоадаптера исключительно по разрядности шины видеопамяти – популярное заблуждение. Но какой же тогда главный параметр в подсистеме видеопамяти?

Подсистема памяти видеокарт

Шина памяти видеокарты являет собой набор токоведущих каналов, которые соединяют модули памяти и графический чип.

В зависимости от объема и скорости, производители устанавливают несколько чипов. Их размещают на печатной плате рядом с графическим процессором и соединяют с помощью дорожек. Количество дорожек определяет разрядность шины данных.

Простой пример современной видеокарты с GDDR6:

  • Для реализации шины на 128 бит нужно протянуть от GPU до чипов памяти 128 основных сигнальных дорожек.
  • Один чип памяти GDDR6 имеет 32 сигнальных контакта, а значит ширину шины в 32 бита.

DQ0_A — DQ15_A и DQ0_B — DQ15_B

  • Чтобы получить шину в 128 бит, устанавливают 4 чипа памяти. Например, как у Radeon RX 6600.
  • Для шины в 256 бит потребуется 8 чипов памяти, для 384 бита — 12 чипов, и так далее.

Вроде бы все просто:

Чем шире шина, тем больше необходимо чипов памяти, тем сложнее конструкция PCB и электрическая разводка. 

Расчет пропускной способности

Разрядность шины данных является лишь одной переменной. Вторая — пропускная способность памяти на контакт. Она же — частота видеопамяти, что не совсем корректно, потому что реальная частота видеопамяти GDDR6 может составлять, например, 2 250 МГц. А умопомрачительные 18 000 якобы «МГц» получаются потому, что шестое поколение GDDR умеет передавать за один такт 8 бит. Частота же — число тактов в секунду.

2 250 * 8 = 18 000

Впрочем, чтобы не было путаницы, продолжим называть это частотой и измерять в герцах. Далее, чтобы получить общую пропускную способность видеопамяти, требуется частоту умножить на разрядность шины:

(разрядность шины памяти) * (частота памяти) = (общая пропускная способность видеопамяти в битах за секунду)

Для перевода в байты делим полученное число на 8, так как в одном байте содержится 8 бит. Рассмотрим на примере бюджетной модели Radeon RX 6500 XT, которая имеет на плате всего 2 чипа памяти и разрядность шины 64 бита GDDR6 с частотой 18 000 МГц. 

Умножаем 18000 МГц на шину 64 бита и разделяем на 8. Для удобства можно перевести МГц в ГГц (1000 МГц = 1 ГГц): 

(18 * 64) / 8 = 144 Гбайт/c

Даже «узкая» шина 64-bit у RX 6500 XT позволяет передавать данные на относительно высокой скорости. До появления памяти GDDR6 и GDDR6X подобный результат с такой шириной шины был бы невозможен — типичная частота GDDR5 составляла 8-10 ГГц, а значит пропускная способность при 64 битах была бы в два раза ниже. Такой производительности подсистемы памяти для удовлетворения нужд Navi 24 бы не хватило.

Шина 4096 бит и технология HBM

Память стандарта HBM (High Bandwidth Memory) представляет собой уникальную компоновку стекового типа. Элементы чипа выложены особым способом друг на друга и связаны в единую цепь. Благодаря этому у производителей есть возможность разместить чипы памяти в непосредственной близости от GPU, а значит архитектура не требует сложной и дорогой PCB.

AMD Radeon R9 Fury X стала одной из первых массовых видеокарт, в которых использовалась шина данных разрядностью 4096 бита, недостижимых в классической разводке памяти на PCB. Тем не менее, стать непобедимым королем ей это не помогло. Ведь частоты были довольно скромными — всего 1000 МГц, а сам видеочип Fury X проигрывал аналогичным предложениям от конкурента с классической GDDR5.

Сейчас из-за сложности в производстве технология HBM продолжает развиваться только в профессиональных решениях для рабочих станций. Например в NVIDIA Tesla V100. В обычных геймерских видеокартах, даже топовых RX 6900 или RTX 3090 Ti, производители отдают предпочтение GDDR6.

Итог

При выборе видеокарты нужно обращать внимание не только на шину. Основная характеристика подсистемы видеопамяти была и есть максимальная пропускная способность памяти, измеряющаяся в гигабайтах в секунду.

Разработчики графических адаптеров идут разными путями. В одних сериях применяют низкие частоты памяти с увеличенной разрядностью, в других высокочастотная память совмещена с небольшой шиной 128-256 бит. Для потребителя главное — конечная производительность (пропускная способность).

-68
Как вам материал?

    Когда разрядность шины действительно важна?

    • Всегда
      50%
    • В рамках одного поколения видеокарт
      20%
    • У видеокарт одного поколения конкретного производителя
      7%
    • У видеокарт одного поколения и одной линейки конкретного производителя
      10%
    • Никогда не важна
      14%

    Комментарии 62

    Наслаждайтесь общением. Критикуйте сообщения, а не авторов. Меньше токсичности, больше любви ❤️

    Это что, реклама RX 6500 XT? Что, продаются совсем плохо?

    28
    Аватар пользователя
    1 год назад

      Не нужно электорат вводить в заблуждение.  Важна как ширина шины памяти так и скорость передачи данных по ней.  Но не имеет смысла рассматривать эти переменные без учёта вычислительной способности GPU.  Они обязательно должны быть сбалансированы, что по маркетинговым причинам не всегда выполняется.

    23

    Ну так шина отвечает за объем и задкржки в передачи и это как раз и есть основные характкристики влияющие на скорость перкдачи данных с памяти на ГП и обратно и тут насрать какая быстрая у тебя память но если она работает на шине 128 вместо 256 то разница может быть в двое, я уже не говорю за мыльные текстуры и их подгрузку. Но опять же всё зависит от мощности ГП и если это не бюджетный камень.

    -5

      Вот как раз для быстрой памяти и нужна широкая шина. Быстрая память способна принять и обработать бОльшее количество данных за единицу времени, при этом если ещё и её объём не маленький  то...  А медленной хватит и 64 бита.

     Были попытки организовать и 512-битную шину, но по причине неспособности ГПУ на тот момент времени эффективно загрузить ширину канала эта затея не увенчалась успехом.

     Здесь ключевое значение имеют такие понятия как баланс и синхронизация.  Одно неотделимо от другого, и никак иначе.

    2
    Аватар пользователя
    1 год назад

    это такой же параметр как и остальные - если он узкое место, то и ограничивает, а если сам GPU быстрый то и шина нужна быстрее и память быстрее и всё остальное. а слабое изначально всё, быстрая шина не ускорит

    21
    Аватар пользователя
    1 год назад

    Понятно и так, что новые ВК быстрее старых. А где тест одного поколения с разной шиной?  Как правило бывают и разные версии той же 2060 с разной шиной. 

    10
    Аватар пользователя
    1 год назад

    Ешкин котик.. Пресловутая 6500ХТ это наглядный пример что разрядность шины важна. Даже в идеале когда карта подключена к интерфейсу PCI-E 4.0 64 бита это слабое место. Это видно когда переходишь с средних настроек графики на высокие. Карта тухнет на глазах, а на средних все отлично. Соглашусь что дело не только в шине а ещё в 4 линиях интерфейса подключения и двух канальном контроллере памяти. Так что хотите игровую карту, 64 бит это мимо. 

    8
    -1
    Аватар пользователя
    1 год назад

    Есть у меня и 512-битная видеокарта - но куплена она исключительно для коллекции, Radeon X1950 XTX в отличном техническом состоянии. Что удивительно - последняя редакция драйверов для Висты x64 (кажется за март 2010 года) вполне себе накатывается и на 64-битную "десятку". В текущих реалиях карта разумеется бесполезна, любая самая захудалая встройка даже 2019 года её порвёт стократно - но экземпляр весьма любопытен. Так и не нашёл причину, по которой эта карта воспроизводит ролики на Youtube даже в 1440p не напрягаясь (про 2160p врать не буду - или не пробовал, или не помню), в то время как 8800GTX на чипе G80, сильно распиаренная на момент её актуальности, на 1080p захлёбывается.

    7

    мне как-то в руки попалась карта с шиной в 768 бит.что-то типа гтс 450 или типа того.

    монстр карта.1 гб памяти.но производительность просто  самолет.с тех пор я и не верю про рассказы про "шина не важна".

    так же была у меня Родион 2900хт на 512 шине и 512мб памяти.вообще самая лучшая видеокарта которая у меня была.купил её в сервисе за 500р.тянула недавно вышедшую(на то время) гта 4,калду мф2 на ультрах(ну в гта упиралась в видео память разумеется,но что можно,то было на ультрах).

    -11
    Аватар пользователя
    1 год назад

    Не, я сначала думал что это такой завуалированный заголовок, а тут автор реально ахинею несет.

    6
    Аватар пользователя
    1 год назад

    Автор, Вы дурной, что ли? Что Вы несёте? Одно из недавних видео от pro hi-tech (не реклама) исчерпывающим образом отвечает на все вопросы касательно разрядности шины памяти.

    Если угодно, краткий вывод-выжимка оттуда: ширина шины не всегда оказывается узким местом, однако действительно нередки ситуации, когда меньший объём памяти с большей шириной шины работает лучше, чем наоборот, из чего следует довольно простой тезис — разрядность шины ВАЖНА, как и любая другая паспортная характеристика. Давайте-ка бахнем на 3090 шину шириной 128 бит — шо будет, как думаете? Производительность упадёт вдвое? Втрое?

    4
    Аватар пользователя
    1 год назад
    Изменено модератором

    почему она не важна?

    глаза!мои глаза!

    3
    Аватар пользователя
    1 год назад

    Подскажите: 1) что это за единица измерения-bit ?

    2) как понять, какая пропускная способнасть шины. ? Вот допустим возьмём формули из статьи. У меня 448Гбит/с. (я незнаю как это правиильно называется-  чтение/запись, ввод/вывод, надеюсь вы поняли).14000х256/8 = 448. Как мне понять что шина способна работать с таким кол-во инф. без избытка(пробок). ?

    3) Влияет ли тип памяти на пропускную спсобность шины. Потому что я читал, что пропускная спосбность памяти GDDR6 14Гбит/с и какой вывод я из это зделаю? Что по итогу ГПУ может (не понятно чем) производить по 400+Гбит инф. а скорость памяти только по 14. Как это работает ?

    Буду очень благодарен 

    2

    Милейший, вам курс компьютерной грамотности прочитать? ;0)

    Вы для начала  по-русски грамотно писать научитесь...

    1
    Аватар пользователя
    1 год назад
    Изменено модератором

    Ого! Вот это срачик тут идёт уже месяца три...ведём репортаж прямо в Эфир... 🤡😎 

    Срачик про шины, значит я так понял собрались одни автомобилисты! 😃😅

    2
    Аватар пользователя
    1 год назад

    Важно то,что осознаешь Нео 😃,а в статье самое важно покупать 64, 128 битные безделушки..

    2
    Аватар пользователя
    1 год назад
    Изменено автором

    Как же у адептов разрядности горит ))

    2
    Аватар пользователя
    1 год назад

    Маркетология такая маркетология.

    Грамотно и наглядно объяснять значение параметра - в ситуации "при прочих равных".

    Понятно, что на "офисных затычках" нового поколения пойдут игры, которые мы с трудом гоняли на Вуду Раш и Рива 64. Даже то, что "с пивом потянет" шло на предтопах прошлого поколения. НО! Почему-то упущен такой момент, как влияние всего этого на производительность системы в целом.

    Впрочем, нынче явные уродцы сразу заметны человеку, мало-мало понимающему в цифрах характеристик.

    2
    Аватар пользователя
    1 год назад
    Изменено автором

    Нередко "то что гоняли на вуду раш и рива 64" не запустить не то что без бубна, но и без целого оркестра. Потому что игроделы девяносто-бородатых городов, времён мальчика-бродяги и даже тополиного пуха, не рассчитывали что "в век космических технологий" кто-нибудь отважится запустить их творения под операционной системой, не обеспечивающей полную совместимость. Да ещё и на вытянутых мониторах, где кнопка переключения на 4:3 расположена либо глубоко в собственном меню монитора, либо отсутствует совсем, поскольку производитель посчитал её ненужной.

    1
    Аватар пользователя
    3 месяца назад

    В широком кругу обычных пользователей важная часть, 1) гигабайты, 2) gddr5 а лучше 6, 3) битность, чем выше тем лучше, а лучше не меньше +192, хотя 128 если денех нет, то вполне подойдёт. Ну и 4) это разрешение экрана, чем оно выше тем оно лучше при более низком разрешении! Обычный пользователь, по вашему -ламер.

    1
    Аватар пользователя
    1 год назад
    Изменено модератором

    Статью надо назвать было так; Как купить шляпу и убедить себя в том,что ты ******** 😁 

    1
    Аватар пользователя
    1 год назад

    1630 видеокарта с 64 шиной. шустрее моей 1050 со 128 шиной. так как память ддр6 у нее а не ддр5.  ну а до 1050ti конечно 1630 не дотягивает.

    0
    Аватар пользователя
    1 год назад

    Есть А, а есть Б, итог - В!

    0
    Аватар пользователя
    1 год назад

    Что за бред? Что курил автор? Мне тоже отсыпьте

    0
    Аватар пользователя
    1 год назад

    Ты тоже хочешь стать отсталым?😄

    7
    Аватар пользователя
    1 год назад

    С названия понял что статья не очень...

    -1
    Аватар пользователя
    1 год назад

    не очень понятно, откуда столько минусов? расписано всё верно

    -1

    Потому что писал ламер 😄 Ни разрядность, ни ПСП сами по себе ничего не решают...

    5

    Вообще ничего верного не написано :) И даже несуществующая терминология применена. О чём Вы вообще?

    -2
    Читайте также