Когда видеокарты после майнинга лучше новых: Radeon RX 6650 XT против Radeon RX 5700 XT и GeForce GTX 1080 Ti

В середине сентября произошел давно обещанный разработчиками самой популярной среди GPU-майнеров криптовалюты Ethereum переход с метода Proof-of-Work (новые блоки требуют вычислительных мощностей) на Proof-of-Stake (новые блоки формируются владельцами криптовалюты), что привело к катастрофическому падению доходности майнинга на видеокартах. Того самого, который пару лет не давал снижаться ценам на видеокарты. Точнее, само по себе снижение цен началось еще с начала лета, когда доходность майнинга Ethereum заметно снизилась, но то падение было лишь цветочками, как оказалось...

Майнеров мы жалеть не станем, цены на видеокарты всё лето постепенно снижались, и сейчас неплохие решения среднего ценового диапазона, вроде Radeon RX 6600 XT и RX 6650 XT (которую мы рассматривали в начале лета), можно найти в продаже за 30 тысяч рублей и даже меньше, что уже неплохо само по себе, но хочется-то еще дешевле! Взор экономного потенциального покупателя видеокарты обращается на вторичный рынок, на котором по понятным причинам появились горячие (по цене, но и не только) предложения — от многочисленных майнеров и редких геймеров. В этом материале мы постараемся разобраться, на что можно рассчитывать при выборе новой видеокарты из магазина и при покупке старой, но вполне еще годной модели с рук.

Важное замечание: в своих материалах мы всегда советуем покупку исключительно новых видеокарт — из проверенных магазинов и с гарантией, только в таком случае вы будете защищены. Но если вы точно решили сэкономить и понимаете все потенциальные риски, возникающие при покупке бывшей в употреблении видеокарты, да еще и в тот момент, когда они вдруг резко стали неинтересны для огромной массы майнеров, то сегодня мы постараемся понять, насколько выгодной может быть подобная покупка — на примере сравнения Radeon RX 6650 XT/6600 XT и пары устаревших моделей, часто встречающихся на вторичном рынке. О рисках такой покупки мы также вкратце поговорим, ну а окончательный выбор должны сделать вы сами, а мы ни в коем случае не советуем покупку видеокарты с рук!

Итак, на популярной площадке с частными объявлениями о продаже мы нашли несколько объявлений с предложением видеокарт GeForce GTX 1080 Ti, которые не так давно были топовыми решениями, с ценами от 15 до 20 тысяч рублей, а также их (довольно условных) конкурентов в виде Radeon RX 5700 XT с ценами от 14 до 18 тысяч рублей, среди которых есть как десятки карт явно после майнинга (многие продавцы пишут об этом, даже не скрывая), так и единичные предложения от частных лиц, которые могли на них майнить, а могли и не майнить. Доподлинно это не узнать, так как честность продавца проверить просто невозможно. Так что видеокарты от майнеров, не скрывающих этого факта, чем-то даже более интересны.

Понятно, что главный плюс видеокарт со вторичного рынка — низкая цена, зачастую даже очень низкая. Получается, что по сравнению с Radeon RX 6600/6600 XT/6650 XT ваша экономия при покупке RX 5700 XT или GTX 1080 Ti может достигать двух раз, а это весьма существенная сумма, которая позволит получить значительно более высокую производительность в играх. Ведь за 16-17 тысяч вы вряд ли нашли бы RX 6600 XT, пришлось бы брать, скорее, какую-нибудь GeForce GTX 1650, а это уже совсем другой уровень. И покупка флагманской видеокарты прошлого сейчас может показаться неплохим вариантом, обеспечивающим высокую частоту кадров почти на уровне упомянутых выше современных решений, но почти вдвое дешевле. Но получится ли у GTX 1080 Ti и RX 5700 XT достичь уровня производительности RX 6600/6650 XT? Как раз это мы сегодня и узнаем.

Главный же минус: если продавец не ваш очень хороший знакомый, то вы не можете быть уверены вообще ни в чем — ни в условиях предыдущей эксплуатации, ни в износе и работоспособности всех компонентов (видеочип, видеопамять, система питания, система охлаждения, включая характеристики термопасты и термопрокладок) и т. д. Всё это может привести к тому, что видеокарта выйдет из строя чуть ли не в день покупки, и вы вряд ли сможете с этим что-то поделать. Именно для того, чтобы не столкнуться с проблемами, обязательно требуется провести тщательный осмотр видеокарты и прогнать стресс-тесты. Которые, конечно, тоже не дают гарантий, но все же значительно снижают риски.

Подробно методы опознания майнерских видеокарт или просто степени их уработанности мы разбирать сегодня не будем — это достойно отдельного материала, да и не входит в рамки наших компетенций, честно говоря. О таких вещах скорее должны рассказывать те, кто занимается ремонтом видеокарт и повидал их немало в самом разном состоянии, и отбирать этот хлеб мы не собираемся. Немного подробнее остановимся на деталях в своих выводах, а пока просто посмотрим, на что может рассчитывать покупатель видеокарты с рук по сравнению с новенькой моделью в запакованной коробке — исключительно по производительности.

Тестовые стенды и условия тестирования

  • Компьютер на базе процессора Intel 11-го поколения:
  • Список видеокарт:
    • Gigabyte Radeon RX 6650 XT Gaming OC (8 ГБ) — 30000 руб.;
    • PowerColor Radeon RX 6600 XT Fighter (8 ГБ) — 28000 руб.;
    • MSI Radeon RX 5700 XT Gaming X (8 ГБ) — 16000 руб.;
    • Nvidia GeForce GTX 1080 Ti (11 ГБ) — 18000 руб.

По тестовой системе сказать особо нечего — процессора Core i9-11900K со всем прилагаемым (кулер, системная плата, память, накопитель) должно хватить для того, чтобы они не были узким звеном в конфигурации всей системы. Драйверы использовались последние на момент тестирования, а все обновления операционной системы были установлены.

В качестве базового GPU мы решили использовать относительно свежую среднебюджетную модель AMD Radeon RX 6650 XT. Эта видеокарта обеспечивает достаточно высокую производительность во всех современных играх и в разрешении до 2560×1440 включительно, и не тянет разве что 4K (но тут может помочь FSR и другие методы масштабирования). Заодно вместе с ней мы протестировали и уже довольно старую RX 6600 XT, которая отличается в основном пропускной способностью видеопамяти — разница между ними не превышает 10%, как и розничная цена.

Что касается конкурентов со вторички, то, как мы уже писали выше, ими стали Radeon RX 5700 XT и GeForce GTX 1080 Ti, которые были когда-то топовыми или околотоповыми моделями, а сейчас широко представлены на вторичном рынке и должны обеспечить приемлемую производительность на уровне хотя бы RX 6600 XT, ну или около того — в зависимости от конкретной игры. Причем, обе видеокарты у нас в обзоре именно майнерские, которые проработали в этом качестве пару лет, и поэтому они полностью соответствуют тому, что обычно и предлагается на вторичке. Но они ничем не отличаются на вид от видеокарт, стоящих в системах у игроков — чистенькие и безо всяких следов.

Выбор режимов тестирования мы несколько изменили с предыдущих тестов. Будет использовать три популярных разрешения: самое распространенное 1920×1080 как минимально допустимое, разрешение 2560×1440 — целевое для таких моделей, ну и 3840×2160 — в основном уже для того, чтобы доказать, что мощности протестированных видеокарт для него просто не хватит. Использовались исключительно ультра-настройки качества изображения в играх, исключая трассировку лучей там, где ее можно включить, разумеется — это сделано просто потому, что старыми GPU она не поддерживается.

Тестирование производительности

Чтобы максимально полно и точно оценить разницу в производительности выбранных нами моделей видеокарт, мы протестировали их в нескольких относительно свежих играх разных жанров, имеющих встроенные возможности для тестирования. Использование встроенных бенчмарков мы считаем делом весьма полезным, или даже не обязательным, так как при небольшой разнице в производительности точность измерения и повторяемость результатов нужно обеспечить максимально возможные.

Кроме средних показателей частоты кадров, мы также приводим и другие показатели, если они рассчитываются и выводятся встроенными тестами. Это минимальный FPS и/или показатель 1% low — средняя частота кадров у 1% самых худших кадров тестовой последовательности. Они полезны для того, чтобы отследить редкие случаи падения производительности, вызывающие отсутствие комфорта и плавности, которые могут встречаться при нехватке вычислительных мощностей или объема локальной видеопамяти.

Assassin’s Creed Valhalla

Ранее мы использовали Assassin’s Creed Odyssey, а затем заменили ее более новой игрой из этой же популярной серии, хотя и ее уже назвать новой можно лишь с большой натяжкой. С мощными CPU даже в сравнительно низком (но при этом — самом распространенном) разрешении Full HD, производительность в этой игре почти не упирается в мощность центральных процессоров, и скорость смены кадров ограничивается в основном лишь мощностью графических ускорителей, что нам сегодня как раз и нужно.

Assassin’s Creed Valhalla (1920×1080 Ultra High)
  Avg 1% low Min
Radeon RX 6650 XT 100 69 44
Radeon RX 6600 XT 96 66 43
Radeon RX 5700 XT 88 57 43
GeForce GTX 1080 Ti 74 50 41

Даже в сравнительно низком разрешении видно, что производительность упирается именно в мощность графического процессора — разница по средней частоте кадров довольно велика, а вот минимальный FPS упирается скорее в производительность CPU и отличается слабо (но в 1% худших кадров разница при этом снова ощутимая).

Пара современных Radeon RX 6600/6650 XT явно производительнее старичков, но RX 5700 XT отстала от них совсем не так сильно, насколько велика разница в цене этих видеокарт. А вот GeForce GTX 1080 Ti провалилась куда ниже — сказывается оптимизация игры под видеокарты AMD — ведь именно эта компания помогала разработчикам игры, поэтому и Radeon в ней выступают лучше. Посмотрим, что получится при повышении нагрузки на графические карты:

Assassin’s Creed Valhalla (2560×1440 Ultra High)
  Avg 1% low Min
Radeon RX 6650 XT 70 51 39
Radeon RX 6600 XT 66 48 38
Radeon RX 5700 XT 67 49 35
GeForce GTX 1080 Ti 56 41 35

В этих условиях минимальная частота кадров уже отличается больше, и новые Radeon все еще впереди, но явно наметилась тенденция к тому, что RX 5700 XT стал приближаться к их показателям. По сути, старичок уже почти на уровне RX 6600 XT, хотя стоит то заметно дешевле! А вот GeForce GTX 1080 Ti все еще заметно проигрывает всем видеокартам компании AMD.

Assassin’s Creed Valhalla (3840×2160 Ultra High)
  Avg 1% low Min
Radeon RX 6650 XT 34 20 11
Radeon RX 6600 XT 32 19 10
Radeon RX 5700 XT 36 25 11
GeForce GTX 1080 Ti 35 26 21

Тестирование в 4K-разрешении на таких решениях имеет мало смысла, ведь без включения технологий масштабирования они явно не тянут — 32-36 FPS в среднем при минимальных до 10 FPS трудно назвать играбельными, но нас тут интересует другая любопытная деталь — в этом разрешении игре явно перестает хватать 8 ГБ видеопамяти на всех Radeon и единственная GeForce вырывается вперед по минимальному показателю за счет большего объема видеопамяти в 11 ГБ. Проблема лишь в том, что и 21 FPS минимальных явно не хватит для комфорта. Снижение некоторых графических настроек может дать преимущество именно этой модели, но оно все равно очень условное.

F1 2022

Игры компании Codemasters под официальной лицензией Формулы 1 выходят ежегодно, они не слишком сильно меняются из год в год с графической точки зрения, зато в них с некоторых пор есть полноценная поддержка DirectX 12 и даже появилась трассировка лучей, хотя сегодня мы ее и не используем по понятным причинам — старые видеокарты не имеют такой поддержки. Мы традиционно использовали в своих тестах гонку в Монако, вид из кокпита и дождевые условия.

F1 2022 (1920×1080 Ultra High)
  Avg Min
Radeon RX 6650 XT 139 124
Radeon RX 6600 XT 133 119
Radeon RX 5700 XT 128 113
GeForce GTX 1080 Ti 118 108

В самом низком и распространенном разрешении разница между всеми видеокартами не так уж велика — особенно учитывая более чем 100 FPS во всех случаях. Но все же, именно свежие Radeon RX 6600/6650 XT опережают устаревшие модели видеокарт, хотя и далеко не в два раза. Получается, что при таких настройках в Full HD многим может быть вполне достаточно и старых видеокарт со вторички, особенно с учетом их низкой цены.

F1 2022 (2560×1440 Ultra High)
  Avg Min
Radeon RX 6650 XT 103 93
Radeon RX 6600 XT 98 90
Radeon RX 5700 XT 103 92
GeForce GTX 1080 Ti 98 91

В более высоком разрешении 2560×1440 ситуация чуть усугубляется — новые модели немного теряют относительно видеокарт со вторичного рынка, и можно сказать, что все четыре GPU показали почти идентичную производительность — и это при настолько разной цене.

Еще раз отметим, что трассировка лучей в нашем тесте была отключена, так как старые GPU ее не поддерживают, и в этом может быть некоторое преимущество новых Radeon — они позволят хотя бы посмотреть на нее, так как частота кадров в таком случае все равно вряд ли будет достаточно высокой. Но в равных условиях и производительность получилась примерно равной.

F1 2022 (3840×2160 Ultra High)
  Avg Min
Radeon RX 6650 XT 58 53
Radeon RX 6600 XT 55 50
Radeon RX 5700 XT 61 57
GeForce GTX 1080 Ti 56 52

В 4K-разрешении старички снова выглядят неплохо, и Radeon RX 5700 XT даже вышла в лидеры — при самой низкой цене! Удивительно, но новые RX 6600/6650 XT явно выглядят лучше в Full HD-разрешении, а при его повышении сдают позиции — возможно, сказывается урезанная вдвое по линиям шина PCI-E. Но вполне может быть и оптимизации в драйверах таковы, что они лучше настроены на более ходовые и практичные разрешения. GeForce GTX 1080 Ti также выглядит очень неплохо в таких условиях — наравне с новыми GPU, хотя и стоит на вторичном рынке гораздо дешевле, а при 50-60 FPS играть уже вполне можно.

Dirt 5

Еще одна гоночная игра компании Codemasters в наших тестах. Она несколько отличается в лучшую сторону от серии F1, которая слабо меняется из года в год по графике, в ней также есть полноценная поддержка DirectX 12 и применение не слишком требовательной трассировки лучей, которую мы, впрочем, и в этих тестах также не включали. Посмотрим, что получится в этот раз:

Dirt 5 (1920×1080 Ultra High)
  Avg 1% low Min
Radeon RX 6650 XT 104,1 87,9 80,0
Radeon RX 6600 XT 99,5 84,7 76,7
Radeon RX 5700 XT 98,1 80,7 71,8
GeForce GTX 1080 Ti 77,0 68,6 64,7

Производительность в этой игре также в основном зависит от мощности GPU даже в Full HD-разрешении. Средняя частота кадров для всех видеокарт достаточно высокая, но тут мы снова видим отставание GeForce GTX 1080 Ti, что неудивительно, ведь Dirt 5 — еще одна игра, с оптимизацией которой ее разработчикам помогала компания AMD.

В итоге все три Radeon способны обеспечить комфортную производительность в таких условиях, показав 70—100 FPS. А вот видеокарта на графическом процессоре Nvidia находится уже на пределе полного комфорта с ее минимумом в 65 FPS. Смотрим, что будет в более тяжелых для видеоподсистемы условиях:

Dirt 5 (2560×1440 Ultra High)
  Avg 1% low Min
Radeon RX 6650 XT 83,2 72,0 64,1
Radeon RX 6600 XT 78,8 68,6 61,2
Radeon RX 5700 XT 76,6 64,4 53,2
GeForce GTX 1080 Ti 59,3 51,3 42,7

В этом тестовом режиме мощности видеокарты Nvidia уже не хватает для обеспечения стабильных 60 FPS, но и на ней можно поиграть. Интересно, что и Radeon RX 5700 XT в этой игре явно отстает от более новых Radeon RX 6600/6650 XT, особенно по минимальному показателю частоты кадров — на более новых видеокартах будет комфортнее играть. И это еще мы трассировку лучей не включали, ведь пара более новых видеокарт ее поддерживает — тут у них преимущество.

Dirt 5 (3840×2160 Ultra High)
  Avg 1% low Min
Radeon RX 6650 XT 51,9 47,1 41,0
Radeon RX 6600 XT 49,2 44,3 39,1
Radeon RX 5700 XT 49,4 43,6 37,6
GeForce GTX 1080 Ti 40,1 34,4 29,3

Понятно, что в условиях весьма ресурсоемкого 4K-разрешения ни один из протестированных GPU уже не даст стабильной частоты кадров в 60 FPS, но вполне комфортные 40-50 FPS смогли показать все три видеокарты Radeon, и старая модель RX 5700 XT тут отстает уже несколько меньше. GeForce GTX 1080 Ti в этот раз еле-еле смогла обеспечить 30-40 FPS, и это даст лишь минимальную плавность при игре.

Hitman 3

Это самая свежая часть игровой серии Hitman на сегодня. В Hitman 3 есть два встроенных бенчмарка, из которых мы выбрали Dubai (второй больше подходит для тестов CPU), более похожий на типичный игровой процесс. Игра поддерживает DirectX 12 и умеет пользоваться возможностями современных видеокарт, но не слишком требовательна к их мощности, судя по предыдущим тестам (если не включать трассировку, что в этом тесте неактуально). Проверяем:

Hitman 3 (1920×1080 Ultra)
  Avg Min
Radeon RX 6650 XT 187,6 76,0
Radeon RX 6600 XT 178,7 73,9
Radeon RX 5700 XT 177,0 74,6
GeForce GTX 1080 Ti 145,6 89,1

Как видите, игра не слишком требовательна к мощности видеокарты, и средняя частота кадров в ней весьма высока. Минимальный показатель FPS в этом тесте — малополезная штука, так как частота кадров падает на всех системах и происходит это в моменты подгрузки ресурсов между тестовыми сценами — так как на GeForce GTX 1080 Ti с 11 ГБ памяти этим приходится заниматься в меньшей степени, то и минимальный показатель на ней выше.

Средняя же частота кадров в 145-190 FPS дает более чем просто высокий комфорт при игре, и все GPU справляются с обеспечением плавности с легкостью. Однако и разница между видеокартами есть — если все три Radeon близки друг к другу, то GeForce им явно уступает, хотя и ее показателей более чем достаточно для этой игры в Full HD. Поэтому смотрим более тяжелый режим:

Hitman 3 (2560×1440 Ultra)
  Avg Min
Radeon RX 6650 XT 114,9 42,6
Radeon RX 6600 XT 109,3 42,4
Radeon RX 5700 XT 110,3 41,0
GeForce GTX 1080 Ti 89,6 61,9

При более сложных условиях для GPU разница между моделями видеокарт AMD снизилась, и Radeon RX 5700 XT уже почти не уступает более новым моделям этой же компании (на показатель минимальной частоты кадров можно не смотреть, в игре такая подгрузка встречается куда реже). Средних 110-115 FPS у всех Radeon вполне достаточно для игрового комфорта, да и GeForce GTX 1080 Ti дает вполне приличную плавность, хоть и явно медленнее конкурентов — а цена у нее выше, чем у RX 5700 XT.

Hitman 3 (3840×2160 Ultra)
  Avg Min
Radeon RX 6650 XT 58,3 22,3
Radeon RX 6600 XT 55,1 21,6
Radeon RX 5700 XT 59,2 20,7
GeForce GTX 1080 Ti 48,0 34,4

Примерно то же самое можно сказать и о ситуации с 4K-разрешением. Да, видеокартам становится очень тяжко и они не дотягивают до 60 FPS даже в среднем, но при этом вполне еще можно играть. Да и при 48 FPS на GeForce GTX 1080 Ti также можно играть, хотя и с меньшим комфортом. Зато минимальный FPS у этой видеокарты выше. Интереснее то, что RX 5700 XT в этом случае снова быстрее даже RX 6650 XT — похоже на явную тенденцию, которую мы проверим в оставшихся играх.

Red Dead Redemption 2

Еще одна игра, портированная с консолей и использующая современные графические API: Vulkan и DirectX 12. Соответственно, от нее можно ожидать как эффективного использования современных видеокарт, так и возможного преимущества решений AMD, так как графическая архитектура этой компании используется и в консольных чипах. Игру отличает высокая нагрузка именно на графический чип даже в простых тестовых условиях, а уж при ультра-настройках все зависит только от GPU.

Red Dead Redemption 2 (1920×1080 Ultra)
  Avg Min
Radeon RX 6650 XT 76,1 56,9
Radeon RX 6600 XT 72,5 54,2
Radeon RX 5700 XT 71,6 57,5
GeForce GTX 1080 Ti 64,1 48,2

Все четыре GPU обеспечивают среднюю скорость рендеринга более 60 FPS, но минимальная частота кадров у всех участников тестирования оказалась ниже этого значения. Впрочем, для игры такого жанра этого вполне достаточно, и даже с 48 FPS минимальных у GeForce GTX 1080 Ti можно с комфортом играть. Другое дело, что все три Radeon явно побыстрее, причем устаревшая модель RX 5700 XT почти не отстала от более свежих собратьев, а ведь ее стоимость на вторичном рынке примерно вдвое ниже.

Red Dead Redemption 2 (2560×1440 Ultra)
  Avg Min
Radeon RX 6650 XT 58,7 45,5
Radeon RX 6600 XT 55,6 43,1
Radeon RX 5700 XT 56,5 48,5
GeForce GTX 1080 Ti 51,7 40,0

Повышение разрешения привело к интересному наблюдению — более высокий минимальный FPS у Radeon RX 5700 XT не был случайностью — по какой-то причине именно эта видеокарта теряет меньше всего производительности в худших для GPU кадрах. Но даже и GeForce GTX 1080 Ti при таком разрешении куда ближе к конкурентам AMD, и это также явно не ошибка.

Все рассмотренные решения обеспечивают достаточный комфорт в этой игре, хотя до 60 FPS и явно не дотягивают — игра достаточно тяжелая для видеоподсистемы до сих пор. Но играть в нее вполне можно и это уже хорошо, а вот 4K-разрешение должно поставить все исследуемые GPU на колени:

Red Dead Redemption 2 (3840×2160 Ultra)
  Avg Min
Radeon RX 6650 XT 33,6 25,7
Radeon RX 6600 XT 31,7 24,2
Radeon RX 5700 XT 35,3 29,7
GeForce GTX 1080 Ti 32,8 23,6

Так и есть, абсолютно все видеокарты сравнения показывают менее чем 30 FPS по минимальному показателю частоты кадров, что неприемлемо для комфорта. Можно попробовать сбросить несколько графических настроек и можно будет поиграть на всех видеокартах с приемлемой плавностью.

Интересно не только то, что Radeon RX 5700 XT в этом разрешении снова обогнала пару RX 6600/6650 XT, но и то, что GeForce GTX 1080 Ti также очень близка к ним в этот раз — явно ей помогают 11 ГБ против 8 ГБ у всех Radeon, но это нельзя считать особым преимуществом при столь низкой частоте кадров — 24 FPS как минимум при 33 FPS в среднем.

Watch Dogs: Legion

Очередная игра серии Watch Dogs является одной из самых требовательных к мощности игровой системы, и это больше относится к графическому процессору. Игра также имеет D3D12-рендерер и поддерживает трассировку лучей, которую мы не включали. Остальные настройки установлены на ультра, и разницу в производительности видеокарт разного уровня мы увидеть должны:

Watch Dogs: Legion (1920×1080 Ultra)
  Avg 1% low Min
Radeon RX 6650 XT 76 60 41
Radeon RX 6600 XT 72 57 39
Radeon RX 5700 XT 66 52 44
GeForce GTX 1080 Ti 65 54 42

Эта игра и в Full HD-разрешении сильно ограничена скоростью видеокарт, и в этот раз мы привычно видим преимущество новых моделей Radeon в самом низком разрешении. RX 5700 XT от них отстала по средней частоте кадров, а по минимальному показателю даже чуть лучше — и такое мы видим не в первый раз. Довольно неплохо выступила и GeForce GTX 1080 Ti, так как игра оптимизирована под решения Nvidia, но она все так же немного уступает более новым GPU.

Watch Dogs: Legion (2560×1440 Ultra)
  Avg 1% low Min
Radeon RX 6650 XT 51 41 29
Radeon RX 6600 XT 48 39 27
Radeon RX 5700 XT 47 36 32
GeForce GTX 1080 Ti 48 40 29

При усложнении задачи рендеринга старые модели видеокарт со вторички подтянулись к условным новинкам AMD и по средней частоте кадров. Увы, но все эти GPU уже не могут дать 60 FPS стабильно и даже проваливаются за 30 FPS минимальных, хотя и довольно редко.

Интересно, что Radeon RX 5700 XT снова показал лучшую минимальную частоту кадров, а GeForce GTX 1080 Ti была на уровне RX 6600 XT — наверняка из-за того, что это — одна из немногих в нашем сегодняшнем тестировании игр с оптимизацией именно под видеокарты с графическими процессорами Nvidia.

Watch Dogs: Legion (3840×2160 Ultra)
  Avg 1% low Min
Radeon RX 6650 XT 30 24 19
Radeon RX 6600 XT 28 22 18
Radeon RX 5700 XT 29 24 22
GeForce GTX 1080 Ti 27 23 19

Неудивительно, что в 4K-разрешении все четыре видеокарты просто не годятся на то, чтобы обеспечить даже минимальный комфорт. 18-22 FPS как минимум при 27-30 FPS в среднем — этого слишком мало для плавной игры и снижение настроек тут особо не поможет. Все GPU близки друг к другу, только RX 5700 XT снова выделилась именно по минимальному показателю FPS. Явный претендент на самую выгодную покупку.

Far Cry 6

Одна из более-менее новых игр, заменившая предыдущий проект известного сериала. К сожалению, Far Cry 6 не так уж сильно отличается от Far Cry New Dawn и Far Cry 5 из предыдущих версий методик. Но улучшенный игровой движок использует DirectX 12 и некоторые из возможностей этой версии API, нагружая видеочипы больше предшественников. Но в низких разрешениях мы ожидаем высокие результаты даже для решений среднего уровня.

Far Cry 6 (1920×1080 Ultra)
  Avg Min
Radeon RX 6650 XT 121 100
Radeon RX 6600 XT 115 97
Radeon RX 5700 XT 110 96
GeForce GTX 1080 Ti 80 61

Важно сразу отметить, что мы не использовали дополнительно устанавливаемые высококачественные текстуры, изрядно повышающие требования к GPU и делающие тестирование куда менее предсказуемым. Поэтому в самом низком разрешении игра не слишком требовательна и все видеокарты обеспечили минимальный комфорт с большим запасом.

Единственное, что мы отметим в этот раз — огромное отставание GeForce GTX 1080 Ti. Да, Far Cry 6 также разрабатывалась с помощью AMD по вопросам оптимизации, но в этот раз видеокарта Nvidia оказалась чуть ли не в полтора раза медленнее конкурентов в этой конкретной игре, чего мы не видели ранее. Три Radeon расположились по порядку, и RX 5700 XT снова немного уступила более свежим видеокартам.

Far Cry 6 (2560×1440 Ultra)
  Avg Min
Radeon RX 6650 XT 86 76
Radeon RX 6600 XT 82 73
Radeon RX 5700 XT 80 72
GeForce GTX 1080 Ti 62 48

Разница между всеми GPU осталась примерно такой же и в условиях повышенного разрешения. GeForce GTX 1080 Ti в отстающих и уже не дает максимального комфорта, а все Radeon обеспечили более чем 72-76 FPS, чего вполне достаточно для комфортной однопользовательской игры. RX 5700 XT в этой игре особо не выделяется на фоне собратьев и почти догоняет младшую модель из более свежих решений AMD.

Far Cry 6 (3840×2160 Ultra)
  Avg Min
Radeon RX 6650 XT 44 38
Radeon RX 6600 XT 41 36
Radeon RX 5700 XT 43 37
GeForce GTX 1080 Ti 39 33

А вот в 4K-разрешении снова видим тот случай, когда результаты всех GPU сближаются. Да, GeForce GTX 1080 Ti все еще немного отстает, но разница с Radeon уже гораздо меньше. Все видеокарты дают лишь минимально возможный комфорт при игре, но ни одна из них не провалилась ниже 30 FPS. RX 5700 XT не сильно выделяется, но все же показывает результат на уровне RX 6650 XT, что очень неплохо при ее цене на вторичном рынке.

Cyberpunk 2077

И последней тестовой игрой стала Cyberpunk 2077, в которой со временем появился встроенный бенчмарк, что является практически обязательным делом для наших тестов. В этой игре упор в мощность именно GPU довольно велик, поэтому для сегодняшних тестов она подходит идеально. Настройки в игре использовались также уровня ультра, ну а трассировка лучей была отключена.

Cyberpunk 2077 (1920×1080 Ultra)
  Avg Min
Radeon RX 6650 XT 78,0 52,7
Radeon RX 6600 XT 73,7 50,5
Radeon RX 5700 XT 67,1 47,0
GeForce GTX 1080 Ti 54,5 37,5

Вот сразу видно очень требовательную игру — и это при том, что никакой трассировки лучей мы не включали, а она там есть и довольно продвинутая. Три карты Radeon хоть и не достигли показателя в 60 FPS минимальных, но играть на них вполне комфортно. Интересно, что они расположились явно по лесенке — и старая модель тут не может потягаться даже с RX 6600 XT.

Что касается GeForce GTX 1080 Ti, то ей в этом сравнении вообще нечего ловить, она стала самой медленной, причем уступает конкурентам производства AMD довольно заметно. Впрочем, играть и на видеокарте Nvidia в таком разрешении все еще вполне можно. Но не усугубится ли разница в более тяжелом режиме?

Cyberpunk 2077 (2560×1440 Ultra)
  Avg Min
Radeon RX 6650 XT 46,5 30,1
Radeon RX 6600 XT 43,6 28,3
Radeon RX 5700 XT 42,1 27,7
GeForce GTX 1080 Ti 35,8 25,0

Более высокое разрешение привело к тому, что результаты немного сблизились, но они все равно очень далеки друг от друга, особенно если говорить о решении на чипе Nvidia. GeForce GTX 1080 Ti тут уже явно не тянет, заметно отставая от соперников. Да и они не сильно то лучше — только Radeon RX 6650 XT показала более чем 30 FPS по минимальному показателю. Многие игроки захотят снизить настройки, чтобы поиграть с комфортом.

Cyberpunk 2077 (3840×2160 Ultra)
  Avg Min
Radeon RX 6650 XT 19,1 12,2
Radeon RX 6600 XT 17,8 11,7
Radeon RX 5700 XT 18,5 11,8
GeForce GTX 1080 Ti 17,2 12,7

Смысла в тестировании 4K-разрешения в этой игре не осталось, но чисто для галочки приведем эти очень низкие показатели. 12-19 FPS хватит разве что для вялого слайдшоу. И то, что GeForce GTX 1080 Ti наконец-то получила преимущество от своих 11 ГБ видеопамяти, не дало ей ровным счетом ничего — ну какая разница между 11,7 и 12,7 FPS по минимальному показателю? А никакой — оба значения обозначают явно неиграбельные условия.

Выводы

Подведем итог материала по сравнению игровой производительности новых видеокарт и устаревших моделей, которые уже не купить в магазинах, но которые широко представлены на вторичном рынке. Мы использовали довольно широкий набор современных игр разных жанров, использующих различные графические API, разработанные с технической поддержкой компаний AMD и Nvidia, чтобы максимально охватить возможные варианты. И усредненная сравнительная производительность по всему набору игр дает возможность сделать обобщенные выводы. Оценим среднегеометрические показатели по всем играм отдельно для трех выбранных разрешений.

Все игры в разрешении 1920×1080 при ультра-настройках
  Цена Средний FPS Мин. FPS Сред., % Мин., % Руб. за 1 FPS
Radeon RX 6650 XT 30000 105,0 75,2 100% 100% 286
Radeon RX 6600 XT 28000 100,1 72,3 95% 96% 280
Radeon RX 5700 XT 16000 95,3 69,2 91% 92% 168
GeForce GTX 1080 Ti 18000 80,6 61,2 77% 81% 223

За 100% мы приняли частоту кадров (среднегеометрическую для минимального и среднего FPS) относительно новой среднеценовой видеокарты текущего поколения — Radeon RX 6650 XT, а значения для остальных GPU показывают их производительность относительно этого решения. По этим значениям легко понять, как соотносится производительность свежих видеокарт с устаревшими и бывшими в употреблении в среднем. Сразу же отметим, что разница по производительности рендеринга в современных играх составила до 23% в случае самого медленного решения — GeForce GTX 1080 Ti, именно настолько она отстала от Radeon RX 6650 XT.

В самом популярном, но сравнительно низком разрешении Full HD все представленные видеокарты обеспечивают максимальный комфорт при игре: средняя частота кадров составила от 80 FPS до 105 FPS при 61-75 FPS как минимум, что даст плавную смену кадров. Интересно, что три Radeon весьма близки друг к другу, и если проигрыш RX 6600 XT в 4%-5% был ожидаем, то отставание RX 5700 XT всего на 8%-9% даже несколько удивило — получается, что почти за половину цены новой RX 6650 XT вы можете получить почти ту же самую производительность!

Неудивительно, что именно Radeon RX 5700 XT и стала самой выгодной среди представленных в сравнении моделей видеокарт. И если вы осознаёте все возможные подводные камни при покупке видеокарты со вторичного рынка и готовы рискнуть, то это очень неплохой вариант сэкономить. А вот GeForce GTX 1080 Ti явно переоценена на вторичке, ее сочетание производительности и цены не намного ниже, чем у новых GPU, что делает подобную покупку весьма сомнительной. Дешевле 14-15 тысяч рублей это еще имело бы какой-то смысл.

Посмотрим на более сложные для GPU условия при разрешении рендеринга 2560×1440:

Все игры в разрешении 2560×1440 при ультра-настройках
  Цена Средний FPS Мин. FPS Сред., % Мин., % Руб. за 1 FPS
Radeon RX 6650 XT 30000 73,2 53,0 100% 100% 410
Radeon RX 6600 XT 28000 69,3 50,7 95% 96% 404
Radeon RX 5700 XT 16000 69,1 50,4 94% 95% 231
GeForce GTX 1080 Ti 18000 59,7 46,7 82% 88% 302

Увеличение нагрузки на графический процессор привело к небольшому изменению в расстановке сил, причем весьма интересному с точки зрения именно нашей сегодняшней темы. Более старая (но всё еще продающаяся новой в магазинах) Radeon RX 6600 XT уступает более новой RX 6650 XT те же 5% и менее, а вот две устаревшие модели, которые продаются на вторичном рынке, свои позиции, как ни странно, улучшили. Причем если в случае GeForce GTX 1080 Ti это еще можно частично объяснить бо́льшим объемом видеопамяти, то у Radeon RX 5700 XT этого преимущества нет.

В разрешении 2560×1440 при ультра-настройках графики все представленные GPU уже не могут дать максимального комфорта со стабильными 60 FPS как минимум, но на них вполне можно играть с очень приличным комфортом: 60-73 FPS в среднем при 47-53 FPS минимальных — это вполне играбельно. При этом RX 5700 XT уступила RX 6650 XT уже всего 5%-6% — то есть она выступает почти на уровне RX 6600 XT, и это при заметно меньшей цене (но помним о рисках)!

Да и GeForce GTX 1080 Ti выглядит уже явно получше, особенно если говорить о минимальных показателях частоты кадров: если по среднему FPS она уступает лидеру 18%, то по минимальному — лишь 12%. Это связано с ее бо́льшим объемом видеопамяти: игры подгружают меньше ресурсов из оперативной памяти и игровой процесс может стать несколько плавнее. Но это не меняет итогового вывода из раздела Full HD: смысла в покупке этой видеокарты Nvidia со вторички по такой цене нет, лучше взять Radeon RX 5700 XT.

В итоге все три Radeon можно считать виртуально идентичными: плюс-минус 5% скорости вы просто не сможете почувствовать без инструментов измерения производительности. Правда, у новых видеокарт RX 6600/6650 XT есть преимущество в виде поддержки новых возможностей DirectX 12 Ultimate, включая аппаратную трассировку лучей, но на решениях этого уровня такое преимущество не слишком существенно: включить ту же трассировку в играх вы вряд ли сможете.

Осталось рассмотреть, что получилось при еще более высокой графической нагрузке.

Все игры в разрешении 3840×2160 при ультра-настройках
  Цена Средний FPS Мин. FPS Сред., % Мин., % Руб. за 1 FPS
Radeon RX 6650 XT 30000 38,7 27,3 100% 100% 775
Radeon RX 6600 XT 28000 36,4 25,9 94% 95% 769
Radeon RX 5700 XT 16000 38,9 28,2 100% 103% 411
GeForce GTX 1080 Ti 18000 35,0 27,9 90% 102% 515

Самый главный вывод из третьей таблички — все четыре видеокарты категорически не подходят для игры в 4K-разрешении. 35-39 FPS в среднем с просадками до 26-28 FPS — в таких условиях играть можно, но не нужно. А ведь есть такие требовательные игры, как Cyberpunk 2077, где FPS еще ниже. Придется снижать настройки или использовать тот или иной способ масштабирования разрешения рендеринга. Мы же просто отметим пару интересных моментов. Во-первых, в таких условиях оба старичка явно улучшили свои показатели, особенно Radeon RX 5700 XT, который даже опередил RX 6650 XT, пусть и номинально.

Во-вторых, выделилась GeForce GTX 1080 Ti, показав высокую минимальную частоту кадров. В этом ей явно помог повышенный объем видеопамяти в 11 ГБ по сравнению с 8 ГБ у остальных, но главный вывод в этом случае будет таким: для подобного уровня производительности GPU вполне достаточно и 8 ГБ видеопамяти, а условия, в которых начинает проявляться преимущество по объему памяти, сами по себе просаживают частоту кадров до неприемлемо низких значений. И какая разница, будет ли минимальная частота 25 FPS (у вариантов с 8 ГБ) или 28 FPS (при 10-11 ГБ памяти), если и то, и другое неиграбельно?

Подведем общие итоги по всем играм и всем разрешениям. Разница между RX 6650 XT и RX 6600 XT была заранее понятна — по всем тестам это около 5%-7%. Примерно такая же разница и в цене этих видеокарт в магазинах, поэтому выбор между ними очень прост: сколько у вас денег есть, такую карту и берите. Но что касается бывших в употреблении видеокарт, то тут всё совершенно иначе. По какой-то причине GeForce GTX 1080 Ti ценится на вторичном рынке выше, чем Radeon RX 5700 XT, но в играх именно вторая видеокарта дает более высокую производительность. Поэтому покупка с рук будет куда выгоднее в случае видеокарты AMD. На GTX 1080 Ti тоже можно обратить внимание, но лишь в том случае, если вам улыбнется удача купить ее за 14-15 тысяч рублей, не более.

Если вы все же решились на вторичку, то такие видеокарты вполне можно брать, но с обязательной проверкой! Идеально, если видеокарты были куплены в магазине 1—3 года назад и еще находятся на гарантии, но это вряд ли возможно в случае RX 5700 XT и GTX 1080 Ti. Тем более, что майнерские видеокарты могли быть разобраны для чистки и смены термоинтерфейса и лишены гарантии. В любом случае, все покупаемые на вторичном рынке видеокарты, особенно после майнинга, требуют весьма тщательной проверки. Для начала, стоит изучить внешний вид видеокарты — печатной платы, системы охлаждения и видимых элементов. Также нужно договориться с покупателем о проведении всех необходимых тестов (FurMark, Superposition и другие). Если в процессе разговора с продавцом возникнут какие-то подозрения в его честности или адекватности, то лучше поискать другого — сейчас их немало.

Только снятие системы охлаждения и тщательный осмотр даст какую-то уверенность в определении сильно изношенной (и не обязательно именно майнингом) видеокарты. Речь даже не о прогарах, следах пайки и флюса, это-то сразу видно. Но если карту не подготавливали специальным образом к продаже, то на ней могут быть видны следы от потекших термопрокладок и усохшие сами прокладки, вероятен больший люфт вентиляторов от износа, потемнения текстолита и самой подложки GPU, изменение цвета чипов памяти. Пару последних признаков не получится скрыть даже при хорошей подготовке для продажи (смена термопрокладок, очистка печатной платы, замена вентиляторов), и они указывают на постоянную работу в режиме высокой температуры — с высокой степенью вероятности это был именно майнинг.

Но даже если видеокарта использовалась для майнинга, само по себе это еще не значит, что она плохая. Многие грамотные майнеры не гонятся за максимальным хэшрейтом, не нагружают видеокарты по максимуму, обеспечивают фермам адекватный температурный режим, устанавливая вентиляторы и кондиционеры, регулярно их обслуживают (продувают от пыли, меняют термоинтерфейс и т. д.), и такие видеокарты могут быть чуть ли не лучше тех, что годами работают у многих геймеров в пыльных непродуваемых корпусах. Но увы — определить подобную грамотность майнера невозможно, поэтому нужно полагаться только на осмотр и тесты. И еще на собственную удачу.

Если найдете подходящий вариант — пробуйте торговаться, у майнеров зачастую можно сторговать куда больше, чем у геймеров, особенно сейчас. Это же чистая психология, большинство майнеров уже успели отбить все затраты, да еще и по несколько раз, а сейчас на долгие месяцы вперед майнинг на GPU грозит быть убыточным делом, поэтому они могут продавать свои видеокарты даже ниже рыночной цены на вторичке — просто чтобы избавиться от оборудования и минимизировать убытки. Ведь после перехода криптовалюты Ethereum на Proof-of-Stake майнинг других криптовалют стал убыточным, и на вторичный рынок хлынули потоки видеокарт, среди которых вполне можно найти неплохие варианты.

Но повторимся еще раз: мы советуем покупать исключительно новые видеокарты — из проверенного магазина и с полноценной гарантией. И только если вы точно решили сэкономить и понимаете все потенциальные риски, возникающие при покупке видеокарты, бывшей в употреблении, то мы просто показали, насколько выгодной может быть подобная покупка — на примере сравнения Radeon RX 6600/6650 XT и пары устаревших моделей, часто встречающихся на вторичном рынке. Окончательный выбор вы должны сделать самостоятельно, мы не агитируем связываться со вторичным рынком.

Напоследок напомним преимущество новых видеокарт, про которое многие забывают: новые возможности и технологии. И ладно бы поддержка DirectX 12 Ultimate, которую мы упоминали и которая дает не только аппаратную трассировку лучей, но и VRS (смешанная точность затенения), например, повышая производительность в некоторых современных играх. Но ведь есть еще поддержка новых версий разъемов вывода информации — тот же HDMI 2.1, позволяющий вывести разрешение 4K при частоте 120 Гц, что невозможно получить в полном качестве от старых видеокарт. Или улучшенные блоки декодирования видеоданных. В общем, везде есть свои плюсы и минусы, выбирать вам.

19 октября 2022 Г.