Как подключить трехфазный двигатель к однофазной сети: простой способ на примере частотного преобразователя (VFD) за 5000 рублей

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Обзор | Инструменты

Простой и проверенный способ подключить трехфазный двигатель к однофазной сети без потери мощности. Для этого используется специальное устройство, который еще называют «частотник» или «инвертор», но правильно будет называть — Variable Frequency Inverter, то есть в переводе — частотный преобразователь. Это небольшой силовой источник, позволяющий выпрямить и стабилизировать однофазное сетевое напряжение (220 Вольт, 50 Гц, 1 фаза) и с помощью мощного ШИМ-инвертора сделать трехфазное напряжение (220…380 Вольт, с изменяемой частотой, 3 фазы). Именно такие преобразователи позволяют полноценно контролировать работу двигателей, обеспечивая дополнительно плавный пуск и торможение, контроль параметров (перегрузка и т. д.), позволяющие переключать направление вращения или регулировать обороты. В статье будет рассмотрен простой и недорогой (~ 5000 рублей на момент публикации) частотный преобразователь, в линейке которого предусмотрены модели на 1500 Вт, 2200 Вт, 3000 Вт и 4000 Вт.

Характеристики преобразователя:

  • Модель: XSY-AT1.
  • Мощность: 1500 Вт, 2200 Вт, 3000 Вт и 4000 Вт.
  • Входное питание: 1 фаза 220В 50 Гц.
  • Тип охлаждения: воздушное, активное.
  • Тип управления: с панели, удаленное RS-485, внешние датчики.
  • Размеры: 12 х 12 х 18 см.

Заказывал непосредственно со склада в Китае, так как обходится такой частотник дешевле, но есть и минусы — нужно ждать. Посылка относительно габаритная, пересылается карго/транспортными компаниями, а не почтовыми службами. Время доставки может затянуться на 3-5 недель. Упаковка — картонная коробка с иероглифами. Внутри мягкая упаковка и пакет, имеется инструкция и сам частотный преобразователь. Я заказывал именно самое дешевое устройство, никаких иллюзий к качеству не было. Единственный момент — я брал модель с запасом по мощности.

Внешний вид — стандартный, уже привычный преобразователь (у меня таких в «хозяйстве» три штуки). Напоминает преобразователи от Delta, но является упрощенной версией. По сути, в этой модели даже нет выхода на тормозные резисторы. С другой стороны, модель простая в эксплуатации, недорогая и уж явно удобнее, чем запуск двигателя через фазосдвигающий конденсатор.

Заднюю часть корпуса полностью занимает алюминиевый радиатор. Также предусматриваются два небольших вентилятора для активного охлаждения. Панель съемная, это позволяет устанавливать её для быстрого доступа к управлению, где-нибудь поближе к оператору. А корпус самого прибора можно установить под стойку или в шкаф.

Модель XSY-AT1. У меня мощность 4000 Вт, но модельный ряд «стартует» от 1500 Вт. Обычно, с однофазной сети проблематично снять более 4 кВт, так что если требуются более мощные модели, то есть смысл провести трехфазное питание в помещение и использовать трехфазные преобразователи. Обратите внимание на сигнальные клеммы — можно подключить управление через ModBus, можно установить внешние датчики или реле. Например, внешний потенциометр для регулировки оборотов подключается к клеммам COM, 10V и Vi1. А внешний запуск/остановку/реверс можно подключить к клеммам Х4/Х5.

В плане подключения все просто: входная однофазная сеть (два провода L и N, либо три провода с учетом заземления L/N/PE). Для подключения потребуется снять защитную панель, которая прикрывает два ряда сигнальных клемм и силовые клеммы (ниже). Для подключения я использую мягкий многожильный провод, предварительно оконцованный наконечниками НШВИ.

Выход преобразователя к двигателю подключаю также трехжильным проводом, можно использовать экранированные силовые провода: U, V и W — это три фазы для двигателя. При подаче питания на преобразователь сначала происходит проверка и контроль систем, срабатывает реле коммутации и включается дисплей. На дисплее есть текущее отображение параметров: частота вращения, напряжение и токи.

Первое время я включал с панели — кнопка включения Run. Есть кнопка выбора направления вращения (вперед FWD или реверс Rev). Но в дальнейшем сделал управление с помощью кнопок Старт/стоп, расположенных рядом с рабочей зоной. Заодно спрятал корпус частотника в шкаф, от пыли и стружки.

Регулировка частоты вращения двигателя по умолчанию настроена на потенциометр, расположенный на панели самого устройства. Очень удобно подбирать обороты. Особенно у меня на ленточном шлифовальном станке, когда практически под каждую ленту нужно выставлять свой режим работы.

Для измерения параметров нажимаем кнопку «Prog» и выбираем нужную ячейку памяти. Параметров много, но они сгруппированы и базовые настройки, как правило, размещены в начале. Например, ячейка Р10 позволяет выбрать источник сигнала для регулировки частоты оборотов двигателя. По умолчанию, это значение «1» (с потенциометра на панели самого преобразователя). Если подключаете внешний потенциометр, то нужно будет установить значение «2». Также есть смысл проверить значения в ячейке Р11 — сигнал Старт/Стоп. Обычно, я выношу запуск и остановку на внешнюю кнопку, для этого нужно будет изменить значение в ячейке с «0» на «2».

Всего параметров 128 (с Р0 по Р127), и лучше предварительно ознакомиться со всей таблицей. Электронная версия инструкции доступна по ссылке. Если что-то меняете, лучше предварительно запишите значения. Изменяются при нажатии FUNC/DATA, корректировка стрелочками на панели. Также есть смысл изучить таблицу с ошибками: при отключении питания вы часто будете видеть ошибку «Err2» — критически низкое напряжение на входе.

Настроил и подключил к двигателю буквально за 5 минут. Сам двигатель подключается треугольником (если у вас в клеммной коробки двигателя «звезда», то лучше перекоммутировать. Удобно настраивать подключение таким образом, что бы при прямом включении (Forward) двигатель бы начинал вращение в нужном направлении. А реверс тогда включать при необходимости, например, с панели. Если крутится в обратном — можно поменять местами подключение пары проводов, идущих к двигателю на самом частотнике или на двигателе. В самом двигателе коммутация у меня сделана «треугольником».

Использую для трехфазного асинхронного двигателя, который установлен на ленточном шлифовальном станке. Двигатель мощный, и запускать его через конденсатор (с потерей мощности) нет желания, проводить трехфазную сеть в мастерскую — нет возможности. И вот такой частотный преобразователь помогает решить вопрос, заодно обеспечивая удобное подключение (внешние кнопки и управление) без потери мощности двигателя.

И если интересно, что внутри у этого «зверя», то прикладываю фотографии разобранного преобразователя. Разбирается достаточно просто, можно самостоятельно заменить, например, вентиляторы или ёмкости. По опыту скажу, что при серьезном пробое «вылетает», как правило, вся силовая часть. Лично мне проще купить еще один недорогой преобразователь, в запас, чем ремонтировать старый. Критичный момент для выбора модели — нужно брать с хорошим запасом, не менее 30% по мощности. Я обычно беру двухкратный запас, нагрузка на силовую часть будет меньше. Конструкция разборная, на съемных шлейфах, На радиаторе хорошо видны IGBT модули силовой части. Предусмотрены варисторы для защиты от всплесков в сети. Накопительные ёмкости впечатляют — это пара по 820 мкФ и 400В, плюс небольшой 270 мкФ и 400 В.

Мой вариант в обзоре — брендированная версия EXCELLWAY из магазина Banggood, брал с доставкой из РФ и со скидочным промокодом BGb108af, цена очень даже: 4 900 рублей за версию 1500 Вт и 8 500 рублей версию 4000 Вт (до конца января). Но есть и аналогичный вариант XSY-AT1 с Алиэкспресс, незначительно дороже (за счёт разных обменных курсов), для тех, кому лень регистрироваться в магазине Banggood.

Рекомендую другие статьи по теме:

Выбираем пилу для дачи и гаража. Подборка аккумуляторных пил под батареи Макита 21 Вольт (LXT).

Обзор сабельной пилы за 1600 рублей из Китая для резки всего.

Обзор недорогой цепной пилы из Китая для обрезки веток.

Другие обзоры и тесты смартфонов, инструмента и гаджетов вы можете найти в моем профиле и по ссылкам ниже. Спасибо за внимание!

Реклама BANGGOOD TECHNOLOGY CO., LIMITED ИНН 61754701, erid: 2SDnje5tgrL

Реклама: ООО «АЛИБАБА.КОМ (РУ)» ИНН 7703380158, erid: 2SDnjeeWR3v

36 комментариев

bdos
В гараж нужная вещь
lexus08
Я тут по привычке стал искать мощные фазосдвигающие конденсаторы для двигателя. И мягко говоря охренел от цен. Вот такой частотник выходит почти вдвое дешевле.
V
в смысле? обычные высоковольтные неэлектролиты — 10 тыс, что ли, стоят?
x
Вы уж определитесь пожалуйста, 5к за приблуду нормально, а за конденсатор в 100мФ 800 деревянных дорого…
F
Насчет цен действительно есть какая-то нестыковка.
Но частотник позволяет работать без потери мощности, плюс плавная регулировка оборотов за счет изменения частоты. А если вдруг понадобится, то еще и с управлением по ком-порту ))
lexus08
Компорт не использую, а внешние кнопки — очень удобно
F
Да это понятно. Программное управление для станка может потребоваться только в случае какой-то сложной хреновины с ЧПУ. Фантазия позволяет мне придумать еще пару сценариев, где ком-порт потребовался бы в условиях мастерской, но это тоже будут какие-то эксклюзивные варианты ))
lexus08
Обычно используют в связке с ПЛК. Но это уже другой уровень волшебства )
F
Не обязательно, как мне кажется. Тем более, ПЛК — штука дорогая и более заточенная на профессиональное использование. А тогда уж и частотник будет посерьезнее, типа Дельты или Тошибы.
Уровень попроще — ардуино, расберри, обычный ПК.
lexus08
Поднять modbus на ардуине- непростая задача.
А из недорогих ПЛК есть LOGO.
F
Поднять modbus на ардуине- непростая задача

Гм… Имею не слишком много опыта с ардуино, чтобы что-то уверенно утверждать, но… В режиме ASCII передаются всё те же аски-символы, что тут сложного?
RTU действительно сложнее реализовать, но, как я понимаю, эта задача (как и режим ASCII, впрочем) решается использованием модуля Modbus-Master-Slave-for-Arduino.
LOGO, насколько я понимаю, имеет модбас только через TCP. После знакомства с S7 вообще несколько настороженно отношусь к решениям от Сименс. Правда, дело было больше 20 лет назад; может, с тех пор Сименс научился писать не такие запутанные руководства ))
lexus08
к слову сказать, моё знакомство с семейством Siemens S7-300 также закончилось лет 15 назад…
j
Это всё одноразовое китайцкое г горит тока так.
lexus08
Горит если перегружать.
Берите мощность с запасом
j
Там народ с настройками китайскими попадает
lexus08
Просветите, какие настройки именно? Я у себя проверю
j
Кривой перевод и привет с дымком.
«Как и ожидалось, продаван занимается ерундой.отправил все быстро, пришло в Донецк тоже за 14 дней+наша почта. Но хоть я и предупреждал его в переписке о необходимости тормозистора, это до лампочки. Он все равно отправил инвертор без этой опции, причём в отличии от, я так понимаю реальных 9600, этот пришёл с прошивкой от 9600, но плата походу от 9100, и на ней нет даже выводов под тормозной транзистор и все остальное. По пути давал противоречивые данные, что чёт там настроить дано, потом не надо и т.д.Сам по себе пришёл рабочий, все настраивается. Реверс есть, нужно его только активировать. Упаковка дно полное, побит куллер в итоге. Открыл спор, вернул половину. Сам продаван наглый в переписке… Короче, кому не на токарник, берите. Свои 1.5 кw (хоть он и на 2.2) вывезет. Внутри не рогуль, но проверить перед первым включением не помешает.»
https://aliexpress.ru/item/1005003286513709.html?spm=a2g2w.favourites.mywishlist.593.8b6f4aa6PtDxBt&sku_id=12000025025848331
---------------------------------------
Хотел на крота, но народ плюется.
lexus08
5к за приблуду нормально

Это действительно нормально. По месту цены от 12к начинаются за тоже самое
F
Цена за приблуду нормальная. Но товарищ xarya67 явно говорил о нормальности сравнения цен на частотник и пару рабочий/пусковой конденсатор. Из того же Китая пара кондеров обошлась бы в пару тыс.р. Никак не получается «частотник в два раза дешевле». Или я неправильные конденсаторы смотрю? Вроде, неполярные пусковые на 450 Вольт…
lexus08
Я на авито смотрел пусковые конденсаторы для 3 кВт двигателя.
Там что то 10+ было )
А двигателей несколько в мастерской (гриндер, шпиндель на чпу, циркулярка и т.д.)
F
Вы же частотник из Китая заказывали. Кондеры оттуда же можно заказать ))
Не, в принципе, частотник — выбор более правильный по всем параметрам. В случае использования одного частотника с разными агрегатами даже еще более правильный — добавляется возможность сделать оптимальные настройки для каждого двигателя.
Просто формулировка насчет «частотник дешевле конденсаторов» немного неверна. Поскольку получается «частотник из БГ дешевле кондеров с авито» )))
lexus08
Кондеры оттуда же можно заказать ))

Не стал рисковать )
lexus08
У меня был пусковой блок с конденсаторами, но один на разные двигатели (с розеткой для подключения). Надоело переставлять + нет регулировок
Vadim_Zoolog
Вы что, прям профессионально ножи делаете?
lexus08
Скорее для души. Была возможность, взял оборудование.
lexus08
Осенью экспериментировал с заливкой ручек ножей эпоксидной смолой. Но мастерская холодная, сейчас «каникулы „
100941248488087885380@google
Я все ПЧ подключаю по схеме удвоителя напряжения. Нужен диодный мост и эл конденсатор из расчета 1000 *400В на 1 кВт.
Подкючал до 5,5 кВт от сети 220в.
100941248488087885380@google
Не могу картинку прикрепить. А так в поиске пишем «удвоитель напряжения для пч».
lexus08
На что влияет этот умножитель? Ведь так и остаётся одна фаза…
lexus08
Или это для подключения частотников 380/380?
100941248488087885380@google
После умножителя у нас постоянка 560-600 вольт. Ну и подключаем к конденсаторам после трехфазного выпрямителя частотника! На клеммы B+ и — некоторых пч.
Для плавного пуска, заряд эл. конденсаторов, собираем схемку как у сварочников, я использую простейшее реле времени на 1 секунду. Это для сети 220В, а ПЧ на 380В, три фазы.
Последнее собрал дровокол, двигатель АИР 4*1500об/мин в звезду, ПЧ VLT danfoss 4 квт, реле времени 1дин F&F PCR513. Резистор 560 ом 10 ватт.
F
Чем определен выбор именно 3-фазного по входу частотника?
Если он просто имелся в наличии — это понятный ход. Иначе подход топикстартера выглядит более логично.
lexus08
Трехфазные все мощнее. Найти на 4-5 кВт трехфазный будет проще.
Плюс трехфазных много б/у с промавтоматики/ремонтных
100941248488087885380@google
Согласен!
ТС! Будь здоров, благополучия и дальнейшего творчества! Пиши ещё!
С днём Энергетика!
П.с. Я в ресторане.

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Где находится самая прямая и скучная дорога в мире

Дороги опоясывают практически всю сухопутную часть нашей планеты во всех направлениях и с каждым годом их протяженность становится все больше и больше. В этом топике расскажу о самой протяженной...

Как найти удаленные приложения на Android

Владельцы устройств Android часто сталкиваются с ситуацией, когда приложение, которое они использовали, вдруг исчезает. Не всегда легко понять, как вернуть утерянное приложение, но существуют...

Как получить удаленный доступ к телефону Android?

Вы когда-нибудь оставались без телефона, покидая дом? Или возможно, вам нужно было получить доступ к определенным файлам или приложениям на вашем устройстве издалека? Не переживайте! Android...

Черные дыры: Рождение без взрыва? Новый взгляд на физику процесса благодаря VFTS 243

В глубинах галактики, среди мириад звезд, скрывается необычная двойная система VFTS 243. Она привлекает внимание астрофизиков, поскольку черная дыра в этой системе, вероятно, образовалась без...

Как сделать воздух в квартире безопасным от пыли, мелких частиц и аллергенов: Обзор очистителя воздуха Harper KC-31

В современном мегаполисе уже забывается понятие свежего воздуха, люди стараются выбираться в парки, за город и и на море, чтобы хотя бы периодически испытывать эти великолепные ощущения. В...

Почему школьные автобусы жёлтого цвета?

Яркие жёлтые автобусы в наше время часто встречаются на дороге. Для многих детей, проживающих в отдалённых населённых пунктах или не имеющих возможности быстро добраться для школы, подобный...